Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении примерной дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки специалистов со средним профессиональном образованием по программе "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", со сроком освоения 280 академических часов"
(подготовлен Минздравом России 17.04.2017 г.)
В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 9) приказываю:
Утвердить примерную дополнительную профессиональную образовательную программу профессиональной переподготовки специалистов со средним профессиональным образованием, со сроком освоения 280 академических часов по теме: "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" согласно приложению.
Министр |
В.И. СКВОРЦОВА |
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от "___" _____________ 2017 г. N ____
Примерная дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки специалистов со средним профессиональном образованием по программе "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", со сроком освоения 280 академических часов
I. Общие положения
1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки специалистов по программе "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" (срок обучения 280 академических часов) (далее - Программа) заключается в приобретении специалистами компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, то есть в приобретении новой квалификации*(1).
Трудоемкость освоения - 280 академических часов (2 месяца).
Основными компонентами Программы являются:
- общие положения, включающие цель программы;
- планируемые результаты обучения;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа: "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)";
- организационно-педагогические условия;
- формы аттестации;
- оценочные материалы*(2).
1.2 Реализация Программы направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологического кабинета и (или) центра*(3).
1.3. В содержании Программы предусмотрены необходимые знания и практические навыки по программе "Специалист в области слухопротезирования (Сурдоакустик)".
1.4. Рабочая Программа "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" состоит из модулей. Структурными единицами модулей являются разделы. Каждый раздел подразделяется на темы, каждая тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая структурная единица содержания кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем - код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, что в свою очередь позволяет кодировать контрольно-измерительные материалы в учебно-методическом комплексе.
1.5. В Программе предусмотрен перечень необходимых знаний, умений и навыков специалистов, работающих в составе сурдологического кабинета и (или) центра, составляющих основу общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций.
1.6. Для формирования профессиональных навыков, необходимых слушателям, в программе отводятся часы на практические занятия (ПЗ).
ПЗ состоят из двух компонентов:
1) ПЗ, направленные на закрепление имеющихся общепрофессиональных умений и навыков;
2) ПЗ, направленные на формирование специальных профессиональных умений и навыков.
1.7. Планируемые результаты обучения по Программе направлены на получение новых компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в сурдологических кабинетах и (или) центрах.
1.8. Учебный план Программы определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базовых знаний, актуальность задач подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологических кабинетов и (или) центров, изменения могут быть внесены в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами Программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.
1.9. Рабочая Программа "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" формирует взаимосвязь теоретической и практической подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологических кабинетов и (или) центров*(4), с современными специфическими условиями предстоящей профессиональной деятельности*(5).
1.10. Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию по всем разделам;
б) материально-технические и учебные базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- комплект аудиологического оборудования для отработки практических навыков обучающихся;
- учебный кабинет, оборудованный макетами и симмуляционными тренажёрами, оснащенный реально работающим портативным медицинским оборудованием;
в) профессорско-преподавательский состав, состоящий из специалистов со стажем работы в качестве врачей в составе сурдологического центра и (или) кабинета и стажем работы на соответствующих должностях профессорско-преподавательского состава*(6).
1.11. Программа может реализовываться частично в форме стажировки*(7). Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Характер стажировки и виды деятельности, предусмотренные стажировкой, определяются с учетом предложений организаций, направляющих на стажировку специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологичсеких кабинетов и (или) центров.
1.12. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение*(8).
1.13. Формы аттестации. Текущий контроль осуществляется в форме тестирования. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения зачета и выявляет уровень теоретической и практической подготовки обучающихся в соответствии с целями Программы и планируемыми результатами ее освоения.
II. Планируемые результаты обучения
2.1. Результаты обучения по Программе направлены на совершенствование компетенций, приобретенных в рамках полученного ранее профессионального образования, и в получении (совершенствовании) компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.
2.2. Характеристика профессиональных компетенций специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологических кабинетов и (или) центров, подлежащих совершенствованию в результате освоения Программы.
У обучающегося совершенствуется универсальная компетенция (далее - УК): готовность к принятию решений, быть ориентированным на гражданина и результат (УК-1).
2.3. Характеристика новых профессиональных компетенций специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологических кабинетов и (или) центров, формирующихся в результате освоения Программы.
У обучающегося формируются следующие профессиональные компетенции (далее - ПК):
- готовность к выявлению существующих у граждан проблем и потребностей в слухоречевой коммуникации (ПК-1);
- готовность к проведению тестирования и анализу проблем со слухом и восприятием речи (ПК-2);
- готовность к проведению выбора схемы слухопротезирования с осуществлением первичной настройки слухового аппарата (ПК-3);
- готовность к предпродажной подготовке слухового аппарата, обучению гражданина и разработке плана реабилитации (ПК- 4).
2.4. Перечень знаний, умений и навыков специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологических кабинетов и (или) центров, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций
По окончании обучения специалисты со средним профессиональным образованием, работающие в составе сурдологических кабинетов и (или) центров, должны знать:
I. Общие знания:
- политики и стандартов в области работы с гражданами;
- особенностей проведения анализа полученной информации;
- основ ведения коммуникации с гражданами и их окружением.
II. Специальные знания:
- основ анатомии наружного и среднего уха;
- основ физиологии и патологии слухового анализатора;
- основ сурдологии и слухопротезирования;
- основ психоакустики;
- нормальной отоскопической картины наружного слухового прохода и барабанной перепонки;
- признаков заболеваний уха, требующих обращения за оказанием медицинской помощи в специализированные медицинские учреждения;
принципов работы оборудования, необходимого для проведения аудиометрических исследований;
- методик аудиометрических исследований;
- методик пороговой аудиометрии;
- методик надпороговой аудиометрии;
- методик речевой аудиометрии;
- основ аудиологии, сурдологии;
- принципов и методов разоблачения симуляции нарушения слуха;
- конструктивных особенностей слуховых аппаратов и их функциональных характеристик;
- технических характеристик, приведенных в инструкциях по эксплуатации и технической документации на слуховые аппараты;
ценовых категорий слуховых аппаратов, различий этих категорий по функциям;
- структуры и конструкции слуховых аппаратов;
- методов обработки сигналов в слуховых аппаратах;
- формул настройки слуховых аппаратов;
- программ настройки слуховых аппаратов различных производителей;
- особенностей работы слухового аппарата при использовании ушных вкладышей различных типов, изготовленных из различных материалов;
возможностей использования вкладышей, изготовленных из различных материалов, у граждан различных возрастных групп, с различными вариантами нарушения слуха, с учетом информации о нормальной или патологической анатомии наружного и среднего уха;
- практических вопросов слухопротезирования;
- основ функционирования слуховых аппаратов;
- функциональных возможностей используемых слуховых аппаратов;
- методических рекомендаций производителей слуховых аппаратов по уходу и эксплуатации;
- законодательства в сфере охраны здоровья;
- региональных норм и правил обеспечения инвалидов и приравненных к ним групп граждан техническими средствами реабилитации.
2.5. По окончании обучения специалисты со средним профессиональным образованием, работающие в составе сурдологических кабинетов и (или) центров, должны уметь:
- проводить осмотр наружного слухового прохода;
- выявлять с помощью визуального осмотра и дополнительных вопросов - другие проблемы, которые могут повлиять на слухопротезирование;
- заполнять документацию;
- пользоваться отоскопом;
- проводить стандартный аудиометрический тест по воздуху и по кости с использованием при необходимости маскировки;
- проводить импедансометрию;
- проводить надпороговую аудиометрию для определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению;
- проводить речевую аудиометрию;
- оценивать разборчивость речи в шуме;
- определять степень потери слуха (I - IV, глухота), тип и форму потери слуха;
- соотносить характеристики конкретной модели слухового аппарата с потерей слуха и аудиометрическими данными гражданина;
- соотносить потребности и пожелания гражданина с конкретным набором свойств и функций слухового аппарата;
- проводить процедуру снятия слепков;
- проводить визуальную оценку качества изготовления ушного вкладыша, корпуса внутриушного слухового аппарата;
- правильно и эффективно использовать имеющееся штатное и специализированное программное обеспечение по настройке слуховых аппаратов;
- оценивать уровень разборчивости речи при заданной настройке слуховых аппаратов;
- оценивать работоспособность слуховых аппаратов гражданина;
- выполнять простейшие виды ремонта слуховых аппаратов (очистка от серы вкладышей, замена звуководов, замена крюков);
- демонстрировать возможности слухового аппарата в различных акустических ситуациях;
- научить гражданина правильно надевать и снимать слуховой аппарат;
демонстрировать процедуры ежедневного ухода за слуховым аппаратом и использование батареек;
- демонстрировать совместное использование слухового аппарата и телефона;
- демонстрировать возможности дополнительных аксессуаров к слуховому аппарату.
2.6. По окончании обучения специалисты со средним профессиональным образованием, работающие в составе сурдологических кабинетов и (или) центров, должны владеть навыками:
- общения с гражданами и удовлетворения их потребностей;
- решения профессиональных задач;
- сбора сведений об условиях жизни гражданина и проблемах со слухом;
общения с родственниками гражданина о его коммуникативных способностях;
- выявления возможных проблем, требующих оказания медицинской помощи;
- выявления проблем, которые могут повлиять на процесс слухопротезирования и на ожидаемый результат;
- определения отношения гражданина к слухопротезированию, его предпочтений и ожиданий;
- проведения осмотра наружного слухового прохода с помощью отоскопа;
- выявления противопоказаний к дальнейшему прохождению тестирования и слухопротезирования, требующих направления для оказания медицинской помощи;
- проведения аудиометрических измерений слуха гражданина для определения порогов восприятия чистых тонов по воздуху и по кости с использованием при необходимости маскировки;
- проведения надпороговой аудиометрии с целью определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению на всех октавных частотах;
- проведения импедансометрии для выявления объективных показателей состояния среднего уха;
- определения порога восприятия речи и порога разборчивости речи;
- выявления противопоказаний к дальнейшему слухопротезированию, требующих обращения за оказанием медицинской помощи;
- определения степени потери слуха, ее типа и формы;
- определения требуемой схемы коррекции слуха;
- определения ситуации, когда коррекция с помощью слуховых аппаратов неэффективна;
- направления для оказания медицинской помощи при невозможности коррекции с помощью слуховых аппаратов;
- определения потенциальных ограничений действий по коррекции слуха и круга моделей слуховых аппаратов, пригодных для протезирования данного гражданина;
- сравнительного анализа слуховых аппаратов с точки зрения разборчивости речи и порогов слуха;
- осмотра наружного слухового прохода для проверки наличия противопоказаний к снятию слепков;
- снятия слепков;
- определения конфигурации ушного вкладыша и (или) корпуса внутриушного аппарата и материала для его изготовления;
- осмотра вкладыша и слухового аппарата на предмет механических повреждений и острых выступов;
- примерки слухового аппарата и вкладыша гражданину;
- настройки слухового аппарата в соответствии с показаниями аудиограммы гражданина;
- дополнительной настройки слухового аппарата на основании пожеланий гражданина;
- определения правильности подбора и настройки слухового аппарата по результатам контрольного теста разборчивости речи.
- ознакомления гражданина с особенностями использования слухового аппарата в различных акустических ситуациях;
- обучения гражданина правилам установки, снятия слухового аппарата;
- информирования гражданина о правилах эксплуатации слухового аппарата и ежедневного ухода за ним;
- ознакомления гражданина с особенностями использования батареек для слухового аппарата и с правилами их утилизации;
- обучения гражданина приемам совместного использования телефона и слухового аппарата;
- информирования гражданина о его правах на дополнительную подстройку слухового аппарата, о порядке ремонта и возврата слухового аппарата, о праве на получение компенсации (для инвалидов);
- ознакомления гражданина с дополнительными аксессуарами к слуховому аппарату, их назначением и возможностями;
- подготовки комплекта из выбранных слуховых аппаратов, аксессуаров и необходимой документации для оформления документов розничной реализации.
III. Учебный план программы
Код |
Трудовая функция (код) |
Трудоемкость |
В том числе |
Вид и форма контроля |
||
Рабочая программа учебного модуля (наименование разделов, тем)/индексы компетенций |
акад. часы |
лекции |
|
|||
"Основы аудиологии" (код А/01.5; код А/02.5) |
ПК*(11) |
|||||
Рабочая программа раздела - 1. Индексы компетенций (УК-1, ПК-1, ПК-2) | ||||||
1.1 |
Деонтология в практике специалиста в области слухопротезирования (сурдоакустик). Основы коммуникаций с гражданами и их окружением |
2 |
2 |
- |
ТК*(12) |
|
1.2 |
Введение в акустику |
4 |
4 |
- |
ТК |
|
1.3 |
Слуховая система |
12 |
12 |
- |
ТК |
|
1.4 |
Типы тугоухости и ее причины |
20 |
20 |
- |
ТК |
|
1.5 |
Методы исследования слухового анализатора |
28 |
28 |
- |
ТК |
|
1.6 |
Жестовый язык |
4 |
2 |
2 |
ТК |
|
"Основы слухопротезирования" (код А/03.5) |
ПК |
|||||
Рабочая программа раздела - 2. Индексы компетенций (ПК-2, ПК-3) | ||||||
2.1 |
Имплантируемые и не имплантируемые слуховые системы |
34 |
34 |
- |
ТК |
|
2.2 |
Типы слуховых аппаратов и виды акустического слухопротезирования |
22 |
22 |
- |
ТК |
|
2.3 |
Показания и противопоказания к слухопротезированию |
22 |
22 |
- |
ТК |
|
2.4 |
Информационные технологии в слухопротезировании и основы функционирования слуховых аппаратов |
18 |
6 |
12 |
ТК |
|
"Настройка слуховых аппаратов" (код А/04.5) |
ПК |
|||||
Рабочая программа раздела - 3. Индекс компетенции (ПК-3, ПК-4) | ||||||
3.1 |
Концепция обработки сигнала, практические вопросы слухопротезирования |
32 |
4 |
28 |
ТК |
|
3.2 |
Функциональные возможности слуховых аппаратов и программы настройки слуховых аппаратов |
42 |
4 |
38 |
ТК |
|
3.3 |
Обслуживание и оперативный ремонт слуховых аппаратов |
26 |
- |
26 |
ТК |
|
"Основы законодательства" (код А/05.5) |
ПК |
|||||
Рабочая программа раздела - 4. Индексы компетенций (УК-1) | ||||||
4.1 |
Законодательство об охране здоровья граждан |
2 |
2 |
- |
ТК |
|
4.2 |
Законодательство о социальной защите инвалидов |
2 |
2 |
- |
ТК |
|
4.3 |
Законодательство о защите прав потребителей |
2 |
2 |
- |
ТК |
|
4.4 |
Законодательство о защите персональных данных |
2 |
2 |
- |
ТК |
|
4.5 |
Профессиональный стандарт "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" (описание трудовых функций, обслуживание, сопровождение) |
2 |
2 |
- |
ТК |
|
Итоговая аттестация |
4 |
4 |
- |
4 |
||
Всего |
280 |
280 |
170 |
110 |
IV. Календарный учебный график
Разделы рабочей Программы |
2 месяца |
|||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
5 неделя |
6 неделя |
7 неделя |
8 неделя |
|
Основы аудиологии |
6 |
- |
20 |
12 |
- |
20 |
4 |
8 |
Основы слухопротезирования |
16 |
34 |
6 |
10 |
18 |
12 |
- |
- |
Настройка слуховых аппаратов |
11 |
- |
6 |
11 |
14 |
2 |
28 |
28 |
Основы законодательства |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
Итоговая аттестация |
4 |
V. Рабочая программа "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)"
Раздел 1
Основы аудиологии
Код |
Наименование разделов, тем |
1.1 |
Деонтология в практике специалиста в области слухопротезирования (сурдоакустик). Основы коммуникаций с гражданами и их окружением |
1.2 |
Введение в акустику |
1.2.1 |
Звук и его характеристики |
1.2.1.1 |
Понятие звука |
1.2.1.2 |
Характеристики звука: частота, амплитуда, фаза |
1.2.2 |
Уровень звукового давления |
1.2.2.1 |
Понятие уровня звукового давления |
1.2.2.2 |
Шкала в децибелах.Эталонный уровень шкалы в децибелах |
1.2.2.3 |
Кривые равной громкости |
1.2.3 |
Простые и сложные звуки. Речевые сигналы |
1.2.3.1 |
Периодические звуки |
1.2.3.2 |
Непериодические звуки |
1.2.3.3 |
Речевой сигнал |
1.2.4 |
Распространение, отражение и дифракция звука |
1.2.4.1 |
Распространение звуковых волн в свободном поле |
1.2.4.2 |
Дифракция звуковых волн |
1.2.5 |
Резонанс как акустическое усиление звука |
1.2.5.1 |
Четвертьволновой резонанс (резонанс открытого уха) |
1.2.5.2 |
Резонанс Гельмгольца |
1.3 |
Слуховая система |
1.3.1 |
Наружное ухо |
1.3.1.1 |
Ушная раковина, наружный слуховой проход и их функции |
1.3.1.2 |
Особенности строения наружного уха, наружного слухового прохода в детском возрасте |
1.3.2 |
Строение среднего уха и его функции |
1.3.3 |
Внутреннее ухо |
1.3.3.1 |
Центральная слуховая нервная система |
1.3.4 |
Теория звукопроведения, звуковосприятия и формирования слухового образа |
1.3.5 |
Психоакустика |
1.3.6 |
Бинауральный слух |
1.4 |
Типы тугоухости и ее причины |
1.4.1 |
Кондуктивная тугоухость |
1.4.1.1 |
Заболевания, при которых встречается кондуктивная тугоухость |
1.4.2 |
Сенсоневральная тугоухость |
1.4.2.1 |
Заболевания, при которых встречается сенсоневральная тугоухость |
1.4.3 |
Смешанная тугоухость |
1.4.3.1 |
Заболевания, при которых встречается смешанная тугоухость |
1.4.4 |
Другие нарушения слуха |
1.5 |
Методы исследования слухового анализатора |
1.5.1 |
Методы исследования наружного уха, наружного слухового прохода, барабанной перепонки |
1.5.2 |
Методы исследования среднего уха |
1.5.3 |
Тональная пороговая и надпороговая аудиометрия |
1.5.4 |
Речевая аудиометрия |
1.5.5 |
Объективные методы исследования слуха |
1.5.6 |
Особенности исследования слуха в детском возрасте |
1.6 |
Жестовый язык |
Раздел 2
Основы слухопротезирования
Код |
Наименование разделов, тем |
2.1 |
Имплантируемые и не имплантируемые слуховые системы |
2.1.1 |
Слуховые аппараты |
2.1.1.1 |
Заушные слуховые аппараты |
2.1.1.2 |
Внутриушные слуховые аппараты |
2.1.1.3 |
Другие типы и виды слуховых аппаратов |
2.1.2 |
Имплантируемый аппарат костной проводимости |
2.1.3 |
Импланты среднего уха |
2.1.4 |
Кохлеарные импланты |
2.1.5 |
Стволомозговые импланты |
2.2 |
Типы слуховых аппаратов и виды акустического слухопротезирования |
2.2.1 |
Бинауральное протезирование |
2.2.2 |
Окклюзия |
2.2.3 |
Открытое протезирование |
2.2.4 |
Акустические модификации |
2.3 |
Показания и противопоказания к слухопротезированию |
2.3.1 |
Основные показания для проведения акустической коррекции слуха |
2.3.2 |
Заболевания наружного уха, при которых противопоказано протезирование |
2.3.3 |
Заболевания среднего и внутреннего уха, при которых противопоказано протезирование |
2.4 |
Информационные технологии в слухопротезировании и основы функционирования слуховых аппаратов |
2.4.1 |
Обработка сигнала в слуховом аппарате |
2.4.2 |
Схема слухопротезирования |
2.4.3 |
Особенности слухопротезирования в детском возрасте |
2.4.4 |
Основы работы с ПК |
2.4.5 |
Освоение базовых знаний русского жестового языка |
Раздел 3
Настройка слуховых аппаратов
Код |
Наименование разделов, тем |
3.1 |
Концепция обработки сигнала, практические вопросы слухопротезирования |
3.1.1 |
Основные параметры слухового аппарата |
3.1.2 |
Обработка сигнала в слуховом аппарате |
3.1.3 |
Линейная обработка сигнала |
3.1.4 |
Нелинейная обработка сигнала |
3.1.5 |
Формулы расчета усиления |
3.2 |
Функциональные возможности слуховых аппаратов и программы настройки слуховых аппаратов |
3.2.1 |
Функции цифровых аппаратов |
3.2.2 |
Ушные вкладыши и корпуса слуховых аппаратов |
3.2.3 |
Необходимое оборудование для программирования слуховых аппаратов |
3.2.4 |
Базы данных для хранения и обработки информации для слухопротезирования |
3.3 |
Обслуживание и оперативный ремонт слуховых аппаратов |
3.3.1 |
Техническое освидетельствование слухового аппарата |
3.3.2 |
Выявление существующей проблемы слухового аппарата |
3.3.3 |
Устранение выявленных неисправностей слухового аппарата |
Раздел 4
Основы законодательства
Код |
Наименование разделов, тем |
4.1 |
Законодательство об охране здоровья граждан |
4.2 |
Законодательство о социальной защите инвалидов |
4.3 |
Законодательство о защите прав потребителей |
4.4 |
Законодательство о защите персональных данных |
4.5 |
Профессиональный стандарт (описание трудовых функций, обслуживание, сопровождение) |
VI. Организационно- педагогические условия реализации программы. Реализация программы в форме стажировки
6.1. При организации и проведении учебных занятий необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности, соответствующие материально-технические базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки.
6.2. В процессе обучения необходимо освещение специфических вопросов использования различных видов диагностики и реабилитации нарушения слуховой функции. Этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы Программы. С целью проведения оценки знаний следует использовать различные методики, например, тестовые задания, содержащие вопросы с несколькими вариантами ответов, прямые вопросы и клинические примеры, а также опросники для оценки отношения и профессиональных навыков.
6.3. Примерная тематика лекционных занятий
N
N |
Тема лекции |
Содержание лекции (указаны коды разделов и тем, обеспечивающие содержание лекции) |
Формируемые компетенции (указываются шифры компетенций) |
|||
1. |
Деонтология в практике специалиста в области слухопротезирования (сурдоакустик). |
1.1 |
УК-1, ПК-1, ПК-2 |
|||
2. |
Введение в акустику |
1.2 |
УК-1, ПК-1, ПК-2 |
|||
3. |
Слуховая система |
1.3 |
УК-1, ПК-1, ПК-2 |
|||
4. |
Типы тугоухости и ее причины |
1.4 |
УК-1, ПК-1, ПК-2 |
|||
5. |
Методы исследования слухового анализатора |
1.5 |
УК-1, ПК-1, ПК-2 |
|||
6. |
Жестовый язык |
1.6 |
УК-1, ПК-1, ПК-2 |
|||
7. |
Имплантируемые и не имплантируемые слуховые системы |
2.1 |
ПК-2, ПК-3 |
|||
8. |
Типы слуховых аппаратов и виды акустического слухопротезирования |
2.2 |
ПК-2, ПК-3 |
|||
9. |
Показания и противопоказания к слухопротезированию |
2.3 |
ПК-2, ПК-3 |
|||
10. |
Информационные технологии в слухопротезировании и основы функционирования слуховых аппаратов |
2.4 |
ПК-2, ПК-3 |
|||
11. |
Концепция обработки сигнала, практические вопросы слухопротезирования |
3.1 |
ПК-3, ПК-4 |
|||
12. |
Функциональные возможности слуховых аппаратов и программы настройки слуховых аппаратов |
3.2 |
ПК-3, ПК-4 |
|||
13. |
Законодательство об охране здоровья граждан |
4.1 |
УК-1 |
|||
14. |
Законодательство о социальной защите инвалидов |
4.2 |
УК-1 |
|||
15. |
Законодательство о защите прав потребителей |
4.3 |
УК-1 |
|||
16. |
Законодательство о защите персональных данных |
4.4 |
УК-1 |
|||
17. |
Профессиональный стандарт (описание трудовых функций, обслуживание, сопровождение) |
4.5 |
УК-1 |
6.4. Примерная тематика семинарских занятий
N |
Тема семинара |
Содержание семинара (указаны коды разделов и тем, обеспечивающие содержание семинара) |
Формируемые компетенции (указываются шифры компетенций) |
1 |
Жестовый язык |
1.6 |
УК-1, ПК-1, ПК-2 |
2 |
Информационные технологии в слухопротезировании и основы функционирования слуховых аппаратов |
2.4 |
ПК-2, ПК-3 |
3 |
Концепция обработки сигнала, практические вопросы слухопротезирования |
3.1 |
ПК-3, ПК-4 |
4 |
Функциональные возможности слуховых аппаратов и программы настройки слуховых аппаратов |
3.2 |
ПК-3, ПК-4 |
5 |
Обслуживание и оперативный ремонт слуховых аппаратов |
3.3 |
ПК-3, ПК-4 |
6.5. Примерная тематика практических занятий
N |
Тема семинара |
Содержание семинара (указаны коды разделов и тем, обеспечивающие содержание семинара) |
Формируемые компетенции (указываются шифры компетенций) |
1 |
Жестовый язык |
1.6 |
УК-1, ПК-1, ПК-2 |
2 |
Информационные технологии в слухопротезировании и основы функционирования слуховых аппаратов |
2.4 |
ПК-2, ПК-3 |
3 |
Концепция обработки сигнала, практические вопросы слухопротезирования |
3.1 |
ПК-3, ПК-4 |
44 |
Функциональные возможности слуховых аппаратов и программы настройки слуховых аппаратов |
3.2 |
ПК-3, ПК-4 |
5 |
Обслуживание и оперативный ремонт слуховых аппаратов |
3.3 |
ПК-3, ПК-4 |
VII. Формы аттестации
7.1. Текущий контроль осуществляется в форме тестирования.
7.2. Итоговая аттестация по обучающей Программе проводится в форме зачета и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, работающих в составе сурдологического кабинета и (или) центра.
7.3. Обучающиеся допускаются к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом.
7.4. Обучающиеся, освоившие Программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке*(13).
VIII. Формы реализации программы
8.1. Содержание реализуемой Программы и (или) отдельных ее разделов должно быть направлено на достижение целей Программы и планируемых результатов ее освоения.
8.2. Программа может быть реализована в виде очного обучения на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУ НКЦО ФМБА России); выездных учебных циклов ФГБУ НКЦО ФМБА на базе филиалов и организаций и учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ очно-заочного обучения с использованием самоподготовки (дистанционные технологии) с последующей стажировкой.
Варианты |
Самостоятельная (предцикловая) подготовка (дистанционное обучение) |
Аудиторная работа |
Стажировка |
Примечание |
1 |
- |
170 |
110 |
Очное обучение на базе ФГБУ НКЦО ФМБА России |
2 |
170 |
- |
110 |
Дистанционное обучение на базе ФГБУ НКЦО ФМБА России |
3 |
100 |
70 |
110 |
Выездные учебные циклы на базе филиалов и организаций и учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ |
Примерная тематика дистанционного обучения
1. Обучающий овладевает основами деонтологии в практике специалиста в области слухопротезирования (сурдоакустик), основами коммуникаций с гражданами и их окружением.
2. Обучающий овладевает основами функционирования слуховой системы человека, видами тугоухости и причинами ее возникновения.
3. Обучающий изучает методы исследования слухового анализатора, знакомится с принципами работы приборов, использующихся в практике специалиста в области слухопротезирования (сурдоакустик).
4. Обучающий изучает основные технические средства реабилитации лиц с нарушением слуха, имплантируемые и не имплантируемые слуховые системы.
5. Обучающий изучает типы слуховых аппаратов и виды акустического слухопротезирования.
6. Обучающий изучает показания и противопоказания к слухопротезированию.
7. Обучающий знакомится с концепцией обработки сигнала, функциональные возможности слуховых аппаратов и знакомится с программами настройки слуховых аппаратов.
8. Обучающийся знакомится с современным законодательством об охране здоровья граждан, социальной защите инвалидов, о защите прав потребителей и проведением диагностики нарушений слуха, подбора технического средства реабилитации нарушения слуха его обслуживание и сопровождение.
9. Программа может реализовываться частично в форме стажировки.
9.1. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков и умений при диагностике нарушений слуховой функции, подборе технического средства реабилитации нарушения слуха его обслуживание и сопровождение. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:
- самостоятельную работу с учебными изданиями;
- приобретение профессиональных навыков;
- изучение организации и методики работ;
- участие в совещаниях, деловых встречах.
9.2. Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания Программы.
9.3. Содержание реализуемой Программы и (или) отдельных ее компонентов (модулей), практик, стажировок должно быть направлено на достижение целей Программы, планируемых результатов ее освоения.
9.4. Освоение Программы в форме стажировки завершается итоговой аттестацией обучающихся, порядок проведения которой определяется образовательной организацией, реализующей программы дополнительного профессионального образования самостоятельно.
-------------------------------------------
*(1) Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223)
*(2) Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июня 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014)
*(3) Часть 1 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223)
*(4) Номенклатура медицинских организаций, утвержденная приказом Минздрава России от 06 августа 2013 г. N 529н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2013 г., регистрационный N 29950)
*(5) Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология, утвержденный приказом Минздрава России от 09 апреля 2015 г. N 178н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 апреля 2015 N 36881)
*(6) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237)
*(7) Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72; N 27, ст. 4223).
*(8) Часть 3 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
*(9) Семинарское занятие.
*(10) Практическое занятие.
*(11) Промежуточный контроль.
*(12) Текущий контроль.
*(13) Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен проект примерной дополнительной программы профессиональной переподготовки специалистов со средним профобразованием по теме "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)". Срок освоения - 280 академических часов.
Предусматривается теоретическая и практическая подготовка специалистов, работающих в сурдологических кабинетах и (или) центрах.
Приводится учебный план программы.