Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(подготовлен Минсельхозом России 14.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - законопроект) разработан Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с отраслевыми союзами (ассоциациями) в соответствии с решениями, принятыми на заседании межведомственной рабочей группы по формированию предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования виноградарской и винодельческой отраслей, состоявшемся 23 июня 2016 г. в Минсельхозе России.
Законопроект направлен на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции с целью повышения информированности населения о происхождении сырья, используемого для производства вина, игристого вина (шампанского), обеспечения возможности правильного выбора такой продукции для потребителей, а также создания равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство вина, игристого вина (шампанского) из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, и хозяйствующих субъектов, использующих при производстве вина, игристого вина (шампанского) иностранное сырье.
Законопроектом предлагается ввести требование об указании в информации, сопровождающей вино, игристое вино (шампанское), находящихся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сведений о стране или странах происхождения винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов, использованных для производства вина, игристого вина (шампанского).
Подтверждение информации о стране или странах происхождения винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов и представление подтверждающих эту информацию документов будет осуществляться посредством подачи юридическими лицами, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 474, информация из которого вносится в федеральный реестр алкогольной продукции.
Сведения из указанного реестра будут доступны в рамках межведомственного информационного взаимодействия между органами государственного контроля (надзора), организованного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р.
Таким образом, на начальном этапе контроля информация о стране или странах происхождения винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов будет носить уведомительный характер.
Вместе с тем, идентифицировать страну (регион) происхождения винодельческого сырья возможно с помощью метода определения отношения изотопов кислорода и водорода в водной компоненте вина, игристого вина (шампанского), основанного на принципе изотопной масс-спектрометрии. В странах Европейского союза для идентификации конкретного винодельческого региона используют наработанные базы данных.
Формирование таких баз данных имеет большое значение для научных и практических целей идентификации региона производства высококачественных вин, а также дает возможность устанавливать факты подделки или введения в заблуждение потребителя. Критерии идентификации по конкретным регионам и странам постоянно пополняется.
По основным винодельческим регионам Российской Федерации существует наработанная научно-исследовательская база, по международным винодельческим регионам она пополняется. Расширение указанной базы данных по международным винодельческим регионам возможно при тесном сотрудничестве с национальными организациями и институтами стран-производителей и импортеров вина и игристого вина, в которых уже имеются такие базы данных или путем непосредственных испытаний продукции в лабораторных условиях на территории Российской Федерации.
Принятие законопроекта послужит совершенствованию системы контроля и идентификации вина, игристого вина шампанского, в том числе новых категорий с защищенным географическим указаниям, защищенным наименованием места происхождения.
Предполагается, что сформированная база данных по идентификации региона позволит упростить систему контроля происхождения продукции и упразднить уведомительный характер представления информации о стране или странах происхождения винограда, виноградного сусла и (или) виноматериалов и документов, их подтверждающих.
Кроме того, с 1 января 2017 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 1195 "О ведении реестра виноградных насаждений". Реестр является государственной информационной системой учета сведений о виноградных насаждениях, в том числе о месте нахождения, площади, правообладателях виноградников, количестве кустов винограда, плотности виноградников, об их состоянии, о сортовом составе, об урожайности и объеме собранного винограда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 411 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 815" введена обязанность сельскохозяйственным товаропроизводителям (организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам), признаваемым таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", осуществляющим производство вина, игристого вина (шампанского), организациям, не признаваемым сельскохозяйственными товаропроизводителями, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, осуществляющим выращивание винограда для производства винодельческой продукции, а также организациям, осуществляющим производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полный цикл производства дистиллятов, представлять декларации об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции, декларации об объеме винограда, использованного для производства вина, игристого вина (шампанского), декларации об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полного цикла производства дистиллятов.
Данные из указанного реестра и из деклараций будут дополнительно использоваться при подтверждении страны происхождения сырья.
В Российской Федерации производство винодельческой продукции из собственного винограда сосредоточено в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Производство винодельческой продукции из виноматериалов (как отечественных, так и импортных) осуществляется и в других федеральных округах, в основном, в Северо-Западном и Центральном федеральных округах.
В 2016 году объем производства винодельческой продукции (включая коньяк, за исключением плодовых вин ) увеличился на 3,1% и составил 90,3 млн дал. Основная доля произведенной винодельческой продукции, по данным Росстата, приходится на столовое вино - 36,8 млн дал или 40,8% и винные напитки - 30,9 млн дал или 34,2%. Вино игристое (шампанское) составляет 16,3% (14,7 млн дал) от общего объема, коньяки - 8,4% (7,6 млн дал). По предварительным данным Росстата, в структуре потребления (реализации) вино занимает 46,8% (51,9 млн дал), вино игристое (шампанское) - 21,3% (24,9 млн дал), напитки винные - 19,8% (22,0 млн дал), коньяки (включая бренди, кальвадосы и прочие коньячные напитки) - 9,3% (10,3 млн дал).
В 2015 году Российская Федерация импортировала 20,0 млн дал виноматериалов, при собственном производстве 27,8 млн дал. В 2016 г. импорт уменьшился до 19,4 млн дал (спад на 3,1%), производство выросло до 29,0 млн дал, на 4,3% (предварительная оценка Минсельхоза России). Также в 2015 г. было импортировано 17,6 млн дал столового вина (в 2016 г. - 18,4 млн дал, рост на 4,5%), 2,4 млн дал игристого вина (шампанское) (в 2016 г. - 2,6 млн дал, рост на 9,7%).
В совокупности в 2015 году объем импорта виноградного вина (включая вино игристое и виноматериал) оценивается в 692,4 млн долл. США, в 2016 г. - 727,9 млн долл. США (рост на 5,1%). Основные поставщики: Королевство Испания (35,3% от общего импорта продукции в натуральном выражении, классифицируемой по товарной позиции 2204 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), Италия (15,1%), Французская Республика (7,6%) и Южная Африка (7,0%).
С учетом изложенного, введение требований об указании в маркировке вина, игристого вина (шампанского) страны происхождения сырья, использованного для ее производства, является актуальным.
В соответствии с частью 1 статьи 2 законопроекта предполагается вступление законодательного акта в силу через один год после даты официального опубликования. Установление указанного особого порядка вступления в силу вызвано необходимостью введения для хозяйствующих субъектов переходного периода для адаптации к новым требованиям к обороту вина, игристого вина (шампанского) на территории Российской Федерации и включения новых сведений в маркировку такой продукции.
Также частью 3 статьи 2 законопроекта предусматривается возможность розничной продажи вина, игристого вина (шампанского) со "старыми" этикетками до окончания срока годности такой продукции.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Нормы законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.