Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 10.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с паспортом приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденным на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 ноября 2016 г. N 10.
В настоящее время полномочия по благоустройству отнесены Федеральным законом от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с указанными полномочиями органы местного самоуправления утверждают правила благоустройства муниципальных образований, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
При этом ответственность за нарушение правил благоустройства устанавливается субъектами Российской Федерации. Вместе с тем, на практике отдельные положения правил благоустройства и положения региональных законов об административных правонарушениях признаются судами недействующими ввиду того, что дублируют положения федерального законодательства, и за их нарушение не может быть установлена дополнительная ответственность.
Особенно остро стоит проблема признания несоответствующими действующему законодательству норм правил благоустройства, предусматривающих запрет на парковку, хранение и передвижение транспортных средств на газонах, в связи с тем, что на сегодняшний день согласно статье 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" газоны включаются в зеленый фонд городских и сельских поселений и вопросы повреждения газона, включая парковку на нем транспортных средств, относятся к области охраны окружающей среды. При этом ответственность за парковку, хранение и передвижение транспортных средств на газонах не установлена федеральным законодательством.
Кроме того, законодательством Российской Федерации не закреплена обязанность собственников зданий (помещений в них), строений, сооружений, земельных участков принимать участие в благоустройстве прилегающих территорий. Следовательно, обязанность собственников зданий, строений, сооружений, земельных участков принимать участие в благоустройстве прилегающей территории может быть возложена только в случае их согласия или на основании требований закона.
В связи с этим, на практике положения муниципальных правил благоустройства, устанавливающие порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий подлежат отмене в соответствии с предписаниями органов прокуратуры, судебными решениями.
В связи с изложенным, законопроектом вводится обязанность собственников зданий (помещений в них), сооружений и земельных участков по участию в благоустройстве прилегающих территорий.
Кроме того, предлагается наделить субъекты Российской Федерации полномочиями по утверждению требований к правилам благоустройства поселений (городских округов, внутригородских районов), разрабатываемым органами местного самоуправления поселений (городских округов, внутригородских районов), в том числе порядок утверждения правил благоустройства, требования к их содержанию, правила определения прилегающей территории и порядок участия собственников зданий (помещений в них), сооружений и земельных участков в благоустройстве прилегающих территорий.
Положения законопроекта соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и дальнейшая реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.