Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
(подготовлен Минэнерго России 17.04.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" призван решить проблему правовой неопределенности в регулировании вопроса ввоза отходов на территорию Российской Федерации, в частности отходов, образовавшихся при создании, эксплуатации, использовании, ликвидации искусственных островов, установок, сооружений, проведении буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, в целях их захоронения и обезвреживания.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года (Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 25 ноября 1994 г. N 49-ФЗ) под трансграничной перевозкой/перемещением отходов понимается любое перемещение опасных или других отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такая перевозка затрагивает по крайней мере два государства.
Статья 17 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" носит наименование "Трансграничное перемещение отходов", при этом в тексте самой статьи фактически регулируется ввоз отходов на территорию Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 года N 442 "О трансграничном перемещении отходов" (п.1), принятое в соответствие с п. 3 данной статьи, в соответствии с формулировками данной статьи фактически объединяет понятия ввоза отходов на территорию Российской Федерации и их трансграничного перемещения.
Часть 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации устанавливает, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Часть вторая этой же статьи устанавливает, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Таким образом, искусственные острова, установки, сооружения, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, находятся под юрисдикцией Российской Федерации, но находятся за пределами территории Российской Федерации и соответственно за Государственной границей РФ.
В связи с этим ввоз отходов, образовавшихся при создании, эксплуатации, использовании, ликвидации таких искусственных островов, установок, сооружений, на территорию Российской Федерации, не может быть назван трансграничным в смысле определения абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Базельской конвенцией 1989 года, хотя при его осуществлении и происходит пересечение границы Российской Федерации и ввоз отходов на территорию России.
Данная проблема успешно разрешена в таможенном законодательстве, так как согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое пересечение товарами государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (_). Таким образом, таможенное законодательство рассматривает искусственные острова, установки и сооружения как часть единой таможенной территории таможенного союза (пункты 1, 2 статьи 2 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Вместе с тем природоохранное законодательство, к которому относится и Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", не использует терминологию таможенного законодательства России и Таможенного союза, а использует общеправовое понятие территории Российской Федерации.
Для устранения данной правовой неопределенности проект федерального закона предлагает внести изменения в название статьи 17 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также в пункт 3 указанной статьи, дополнив их словами "ввоз отходов на территорию Российской Федерации".
Также предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установив исключение на запрет ввоза отходов на территорию Российской Федерации для отходов, образовавшихся при создании, эксплуатации, использовании, ликвидации искусственных островов, установок, сооружений, проведении буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, в целях их захоронения и обезвреживания.
Такое исключение обосновано тем, что в данном случае речь идет о перевозке отходов с искусственных островов, установок и сооружений, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и расположенных на континентальном шельфе, где Российская Федерация обладает исключительными суверенными правами в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права означают, что никто не может осуществлять соответствующую деятельность без согласия Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"). Ввоз таких отходов, образовавшихся в результате разрешенной Россией в лице ее уполномоченных органов деятельности по разведке и добыче полезных ископаемых, необходим для предотвращения их сброса в морскую среду и захоронения на континентальном шельфе в целях выполнения требований по охране окружающей среды, сохранения морских экосистем и биоразнообразия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.