Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "О связи" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкомсвязью России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в целях создания правовых предпосылок для повышения эффективности контроля за ввозимыми радиоэлектронными средствами и высокочастотными устройствами гражданского назначения при одновременном упрощении процедуры их ввоза.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 17 ноября по 15 декабря 2016 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 20 декабря 2016 г. по 24 января 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта - 02/04/11-16/00059113).
11 апреля 2017 г. Минэкономразвития России проведено рабочее совещание с представителями Минкомсвязи России, Минпромторга России и представителями бизнес-сообщества.
Концептуально поддерживая необходимость снижения административных барьеров при ввозе радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, Минэкономразвития России тем не менее отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 15 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 ввоз радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии или заключения (разрешительного документа), либо при наличии сведений о том, что радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства включены в единый реестр (при наличии регистрационного номера в едином реестре).
Согласно пункту 5.8.12 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438, Минпромторг России является уполномоченным органом федеральной исполнительной власти на выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров.
На основании пункта 34 Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также формированию и ведению федерального банка выданных лицензий, утвержденного приказом Минпромторга России от 17 февраля 2012 г. N 135, заявление до представления в Минпромторг России направляется на согласование в Роскомнадзор.
Вместе с тем указанное согласование может быть выдано Роскомналзором только в случае, если на соответствующую модель технического средства ранее было выдано заключение о соответствии технических характеристик ввозимых на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения техническим характеристикам и условиям использования.
Приказом Минкомсвязи России от 23 марта 2016 г. N 118 федеральное государственное унитарное предприятие "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" (далее - ФГУП "РЧЦ ЦФО") определено как радиочастотная служба, уполномоченная на проведение проверки соответствия технических характеристик ввозимых на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств техническим характеристикам и условиям использования, утвержденным решениями Государственной комиссии по радиочастотам.
В случае успешного прохождения проверки сведения о техническом средстве вносятся в реестр радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации (далее - реестр). Порядок формирования реестра утвержден приказом Минкомсвязи России от 1 декабря 2011 г. N 332. Повторное проведение процедуры проверки и получение указанного заключения не требуется после включения технического средства в реестр.
Однако на практике указанная процедура является длительной, а стоимость услуг ФГУП "РЧЦ ЦФО" может быть обременительна для хозяйствующих субъектов.
На проведенном Минэкономразвития России рабочем совещании участниками представлена информация о сроках и стоимости получения лицензии на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения.
Так, в настоящий момент процедура на практике включает в себя:
1) получение разрешения Роскомнадзора на временный ввоз образца (около 10 рабочих дней);
2) ввоз образца и его таможенное оформление (около 5 рабочих дней);
3) получение заключения ФГУП "РЧЦ ЦФО" (от 8 до 34 рабочих дней в зависимости от типа товара и выбранного коэффициента срочности проведения проверки);
4) получение выписки Роскомнадзора (около 10 рабочих дней);
5) получение лицензии Минпромторга (5 рабочих дней);
6) регистрацию лицензии в таможне (3 рабочих дня).
Общий срок получения лицензии на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения может составить 67 рабочих дней или около 90 календарных дней. Вводимое проектом акта уточнение процедуры сократит сроки внесения устройства в реестр и получения лицензии на ввоз всего на 15%.
Необходимо отметить, что стоимость подготовки заключения ФГУП "РЧЦ ЦФО" на примере такого товара, как телевизор с функцией Bluetooth и Wi-Fi, составляет от 58 500 руб. в случае подготовки заключения за 34 рабочих дня до 428 840 руб. при подготовке заключения за 8-9 рабочих дней.
Учитывая изложенное, Минэкономразвития России полагает, что вопрос снижения административных барьеров в сфере лицензирования ввоза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, помимо совершенствования внутрироссийских процедур, может быть одновременно решаем и иными методами.
Как уже было упомянуто выше, согласно пункту 4 Приложения N 15 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 ввоз радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии или заключения (разрешительного документа), либо при наличии сведений о том, что радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства включены в единый реестр (при наличии регистрационного номера в едином реестре).
Следовательно, в целях снижения административных барьеров считаем необходимым расширение списка радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, включенных в единый реестр. Учитывая возможные разногласия между странами-участницами Коллегии Евразийской экономической комиссии по данному вопросу, представляется целесообразным предусмотреть расширение перечня устройств в качестве особых условий ввоза, применяемых исключительно на территории Российской Федерации и для обращения на российском рынке.
В качестве примера аналогичного регулирования можно привести пункт 4.5 технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011), согласно которому до 1 января 2018 г. в Кыргызской Республике и в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением 3 к указанному техническому регламенту, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг.
Кроме того, Минэкономразвития России полагает необходимым обеспечить перевод услуг по оценке соответствия ввозимых радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств из разряда государственных в разряд коммерческих.
Для этого представляется целесообразным предоставить право подготовки протоколов результатов испытаний аккредитованным испытательным лабораториям (центрам),а не единственному исполнителю - радиочастотной службе.
Обращаем внимание, что на указанном совещании представителями бизнес-сообщества отмечалось, что необходимая инфраструктура может быть обеспечена 20 испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными Россвязью*(1).
При этом полагаем целесообразным проработать вопрос о приведении в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" полномочия Роскомнадзора по включению в реестр радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в части обеспечения заявительного порядка.
В этом случае размер платы за оказание услуг по проверке соответствия технических характеристик ввозимых на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения техническим характеристикам и условиям использования, разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации, будет регулироваться постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352, поскольку указанная услуга должна быть включена в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352.
Дополнительно отмечаем, что фактически проектом акта устанавливается новая административная процедура - включение радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в реестр на основе соответствующего заключения, что подразумевает разработку порядка проведения указанной процедуры. При этом в контексте законодательства Евразийского экономического союза решений, необходимых для реализации указанных изменений, принято не было.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
|
С.В. Шипов |
-------------------------------------------
*(1) https://www.rossvyaz.ru/activity/correlation/certification/regi sterL abs/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.