Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в часть 9 статьи 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - законопроект, проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) законопроект разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам совещания от 2 ноября 2016 года, а также подпунктом "б" пункта 1 решения Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 7 ноября 2016 года.
Согласно пунктам 1.6 и 1.7 сводного отчета целью законопроекта является предупреждение возникновения аварий, чрезвычайных ситуаций, вызванных взрывами газового оборудования, недопущение гибели людей, а также разрушений многоквартирных домов (далее - МКД) посредством осуществления контроля и надзора за эксплуатацией внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) и внутриквартирного газового оборудования (далее - ВКГО).
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке законопроекта в срок с 18 ноября 2016 года по 16 декабря 2016 года, а также законопроекта и сводного отчета в срок с 9 февраля 2017 года по 13 марта 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/01-16/00059216).
Законопроект направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения законопроекта и сводного отчета установлено, что при подготовке законопроекта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 12 апреля 2017 года по 19 апреля 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по законопроекту в Минэкономразвития России поступили позиции Министерства экономики Удмуртской Республики, Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерства экономики Республики Бурятия, Министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики, Министерства строительства Нижегородской области, Министерства экономического развития Тульской области, Министерства экономического развития Иркутской области, Министерства экономического развития Саратовской области, Департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края, Департамента государственного управления Новгородской области, Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Департамента экономического развития Курганской области, Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, Администрации Тамбовской области, Комитета по делам архивов Нижегородской области, Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области, Управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области, Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, Государственной жилищной инспекции Кировской области, ТПП, АО "Тамбовмаш", Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод", Государственного казенного учреждения Архангельской области "Региональный центр по энергосбережению", Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан, Союза "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей", содержащие ряд замечаний и предложений в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении.
Законопроект направлен МЧС России с целью подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия совместно с проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью"*(1) (далее - проект постановления).
В соответствии с законопроектом в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере использования, технического обслуживания, ремонта и технического диагностирования ВДГО и ВКГО, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.
Проект постановления, в свою очередь, устанавливает требование о проведении таких проверок органами регионального государственного жилищного надзора ежегодно, перед наступлением отопительного периода, посредством дополнения Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944.
Минэкономразвития России отмечает концептуальную поддержку изменений в действующем законодательстве, направленных на профилактику и предотвращение несчастных случаев при небезопасном использовании ВДГО и ВКГО.
Вместе с тем по результатам рассмотрения законопроекта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. Согласно проекту постановления органы, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор ежегодно перед наступлением отопительного сезона обязаны проводить проверку на предмет использования, технического обслуживания, ремонта и технического диагностирования ВДГО и ВКГО.
В настоящее время особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля*(2).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор проводится в части соблюдения требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в МКД, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление МКД, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений МКД и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
В соответствии пунктом 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, принадлежит на праве общей долевой собственникам помещений в МКД.
Таким образом, ВДГО является общим имуществом собственников помещений МКД.
Согласно пункту 11 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее - Постановление N 493) предметом проверок органа жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к содержанию общего имущества в МКД, определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в МКД.
Вместе с тем в соответствии с частью 4.1 статьи 20 ЖК РФ такие плановые проверки проводятся ежегодно на основании утвержденного плана проверок, в течение всего календарного года.
Например, согласно пунктам 4.2.10 и 4.3.2.2 постановления Правительства г. Москвы от 26 июля 2011 г. N 336-ПП "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы" в полномочия государственной жилищной инспекции г. Москвы входит принятие решения о проведении диагностики конструкций и инженерного оборудования МКД (в том числе газового) с применением инструментальных методов контроля их технического состояния, а также осуществление государственного жилищного надзора за соблюдением Порядка содержания и ремонта внутридомового инженерного оборудования, включая газовое оборудование, а также к параметрам и режимам его функционирования.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" государственный жилищный надзор отнесен к виду государственного надзора (контроля), при осуществлении которого с 1 января 2018 года должен будет применяться риск-ориентированный подход,*(3) при котором интенсивность (форма, продолжительность, периодичность) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие техническое обслуживание, ремонт и техническое диагностирование ВДГО и ВКГО, должны быть отнесены органами государственного жилищного надзора к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности, в зависимости от чего и будет устанавливаться периодичность проведения их проверок.
Учитывая вышеизложенное, согласно действующему законодательству Российской Федерации органами государственного жилищного надзора проводятся ежегодные проверки в отношении соблюдения требований законодательства в области содержания и использования общего имущества собственников помещений МКД, в том числе ВДГО.
Таким образом, полагаем принятие законопроекта и проекта постановления нецелесообразным ввиду урегулирования вопроса проведения проверок в отношении содержания ВДГО действующим законодательством Российской Федерации.
2. В соответствии с пунктами 5.1, 8.1, 9.4.1, 10.1, 11.1, 14.1 сводного отчета в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере использования, технического обслуживания, ремонта и технического диагностирования ВДГО и ВКГО, будут осуществляться проверки в рамках государственного и муниципального контроля (надзора) с установленной периодичностью.
Как указывалось выше, согласно статье 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор проводится только в отношении ВДГО как общего имущества собственников помещений МКД.
Вместе с тем соблюдение требований к содержанию ВКГО в предмет проводимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверок не входит, поскольку в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Постановление N 410) выполнение работ по техническому диагностированию ВКГО, его техническому обслуживанию и ремонту должно обеспечиваться непосредственно собственниками (пользователями) расположенного в МКД помещения, в котором размещено такое оборудование, путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 Постановления N 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО выполняются специализированной организацией, которая, в свою очередь, не является поднадзорным субъектом, в отношении которого органами государственного жилищного надзора могут быть проведены контрольные мероприятия.
Учитывая изложенное, полагаем нецелесообразным установление новых видов деятельности, по отношению к которым проводится проверка органом регионального государственного жилищного надзора, отличных от установленных Постановлением N 493.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете об оценке регулирующего воздействия, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, а также о наличии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Письмо МЧС России от 5 апреля 2017 г. N 43-2060-19
*(2) Часть 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
*(3) Пункт 37 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.