Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 29 декабря 2016 г. по 14 марта 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/12-16/00060819). Согласно сводке предложений замечаний и предложений в рамках публичного обсуждения проекта акта не поступало.
Согласно данным сводного отчета проект акта разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения биологической безопасности от 6 августа 2016 г. N Пр-1544, поручения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. N АД-П11-7200 и пункта 1 межведомственного кризисного плана противоэпизоотических мероприятий на территории Российской Федерации, утвержденного распоряжением Минсельхоза России от 16 ноября 2016 г. N 120-р.
Пояснительная записка к проекту акта содержит информацию, что проект акта разработан в целях уточнения и конкретизации мер, обязательных для выполнения владельцами животных "и уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, противоэпизоотических мероприятий в зонах повышенной биологической опасности (природный очаги инфекции, включая почвенные)".
Проектом акта дополняется пункт 1 статьи 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) в части дополнения понятия "ветеринарные правила" положением об установлении соответствующими нормативными правовыми актами (ветеринарными правилами) обязательных для исполнения физическими и юридическими лицами требований при осуществлении "противоэпизоотических мероприятий в зонах повышенного риска возникновения болезней, общих для человека и животных (природные очаги инфекций, включая почвенные)". Кроме того, изменения Закона о ветеринарии касаются также дополнения статьи 18 в части обязанности владельцев животных и производителей продуктов животноводства выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении "противоэпизоотических мероприятий в зонах повышенного риска возникновения болезней, общих для человека и животных (природные очаги инфекций, включая почвенные)".
Обращаем внимание, что согласно данным Минсельхоза России, представленным в сводном отчете к проекту приказа Минсельхоза России "Об утверждении Ветеринарных правил осуществления идентификации и учета животных", количество владельцев сельскохозяйственных животных оценивается регулятором в 540 тысяч, количество владельцев кошек и собак - 71 миллион человек. Согласно данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года*(1) производство продуктов животноводства осуществляли 18 200 тысяч личных подсобных хозяйств, 211,2 тысяч сельскохозяйственных организаций, 51,3 тысяч перерабатывающих предприятий. Таким образом, в Российской Федерации в 2016 году владельцев животных и производителей продуктов животноводства насчитывалось 71 540 тыс. человек и 18 462,6 тыс. хозяйств.
В связи с тем, что ни в Законе о ветеринарии, ни нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза (далее - Союз) понятие "зона повышенного риска" в отношении вопросов эпизоотической безопасности не определено, остается неясной доля участников проектируемого регулирования в общем числе владельцев животных и производителей продуктов животноводства. Не ясно также, на основании каких критериев могут быть определены такие зоны, а также какие мероприятия предполагаются к проведению и какие требования могут быть предъявлены к владельцам животных и производителям продуктов животноводства.
В отсутствие в законодательстве Российской Федерации и праве Союза соответствующих положений проектируемое регулирование может привести к неопределенности правоприменения, предъявлению необоснованных требований к физическим и юридическим лицам-владельцам животных и производителям продуктов животноводства.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Данные официального сайта Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.gks.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.