Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 83 Лесного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 24.09.2015 г.)
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) ряд полномочий Российской Федерации в области лесных отношений передан для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом пунктом 4 части 9 статьи 83 Лесного кодекса на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти возлагается обязанность осуществления контроля за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
24 июля 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В частности, в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ в федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежат включению положения, определяющие, в том числе, право выносить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок, а также право вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от занимаемой должности его заместителей и руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за осуществление переданных полномочий, в случаях их ненадлежащего исполнения (неисполнения), которые подлежат рассмотрению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в десятидневный срок.
В этой связи соответствующие положения Лесного кодекса, связанные с контролем за осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, подлежат приведению в соответствие с правовым регулированием, устанавливаемым новой редакцией Закона N 184-ФЗ.
Необходимо отметить, что включение в статью 83 Лесного кодекса проектируемой части 91, касающейся осуществления всего объема переданных федеральных полномочий в области лесных отношений, влечет избыточность пункта 7 части 9 той же статьи, наделяющего уполномоченный федеральный орган исполнительной власти правом давать обязательные для исполнения указания о формировании лесных участков и об их предоставлении для федеральных нужд.
Кроме того, обеспечение оптимального осуществления реализации переданных полномочий, выражающегося, в первую очередь, в управлении землями лесного фонда, предполагает необходимость механизма, позволяющего Российской Федерации в лице уполномоченного органа осуществлять своевременное руководство субъектами Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности.
При этом целесообразность участия уполномоченного федерального органа исполнительной власти в осуществлении переданных полномочий не всегда связана с необходимостью пресечения или предотвращения нарушений лесного законодательства и может быть обусловлена возможностью обеспечения более рационального и полного выполнения переданных полномочий.
В этой связи представляется целесообразным реализовать право, предоставляемое абзацем двенадцатым пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, и закрепить в Лесном кодексе полномочие руководителей федеральных органов исполнительной власти, ответственных за осуществление контроля за осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, давать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе в случаях, если требуется координация их осуществления органами государственной власти нескольких субъектов Российской Федерации.
Внесение в статью 83 Лесного кодекса предлагаемых законопроектом изменений послужит совершенствованию правового регулирования отношений, связанных, в первую очередь, с управлением субъектами Российской Федерации землями лесного фонда, и станет эффективным инструментом для обеспечения полного и своевременного контроля со стороны Российской Федерации за осуществлением регионами переданных полномочий в области лесных отношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.