Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране озера Байкал" и Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений"
(подготовлен Минприроды России 31.10.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об охране озера Байкал" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 N АХ-П9-4287 в целях обеспечения возможности проведения строительных работ при реконструкции (модернизации) существующих объектов инфраструктуры железнодорожного, автомобильного транспорта, линий электроснабжения и связи в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Социально-экономическое развитие Дальневосточного и Восточно-Сибирского регионов Правительством Российской Федерации определено в качестве одного из приоритетных направлений. В этой связи формированию транспортной инфраструктуры в этих регионах уделяется особое внимание и в соответствии с сетевым план-графиком, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N1860-р, реализуется Проект реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в том числе в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ).
Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон N 94-ФЗ) определено экологическое зонирование Байкальской природной территории, установлены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в ЦЭЗ БПТ, в том числе установлен прямой запрет на проведение сплошных рубок и перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых природных территорий (статья 11).
Границы Байкальской природной территории и входящих в ее состав экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N368-р установлены границы водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал, согласно которому границы водоохранной зоны озера Байкал совпадают с границами ЦЭЗ БПТ, а границы рыбоохранной зоны озера Байкал установлены шириной 500 метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" установлены запреты и ограничения на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе:
- строительство железнодорожных и автомобильных дорог, для сооружения которых требуются перевод лесных земель лесного фонда в нелесные земли и изъятие их из лесного фонда;
- строительство зданий и сооружений предприятий строительной индустрии, транспорта и связи, кроме строительства зданий и сооружений водного транспорта;
- разработку месторождений полезных ископаемых, в том числе общераспространенных;
- проведение взрывных работ на акватории озера Байкал и в его водоохранной зоне;
- размещение (захоронение) отходов производства и потребления.
В соответствии с этими требованиями, ограничениями и запретами:
- в ходе реконструкции (модернизации) все объекты железнодорожного транспорта, электроснабжения и связи должны быть размещены в существующей полосе землеотвода;
- на предоставляемых во временное пользование на период проведения работ земельных участках запрещены сплошные рубки;
- необходимые для строительства грунты, песчано-гравийные смеси - привозные с месторождений за пределами ЦЭЗ БПТ.
Устанавливаемые законопроектом нормы снимают запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений в ЦЭЗ БПТ вне границ особо охраняемых природных территорий в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, государственного или муниципального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и на перевод в земли промышленности и иного специального назначения земельных участков в составе земель лесного фонда под строительство и реконструкцию линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Учитывая приоритет сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и важность предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на экосистему озера, во избежание возможных злоупотреблений хозяйствующими субъектами вводимых законопроектом положений, а также достижение заявленных целей законопроекта, предполагается, что перечень вышеуказанных объектов будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
При этом устанавливаемые законопроектом нормы не распространяются на какие-либо иные виды деятельности, запрещенные в ЦЭЗ БПТ, включая запрет на разработку месторождений полезных ископаемых, размещение отходов, проведение взрывных работ.
В случае принятия представляемого законопроекта потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Перечень видов хозяйственной деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" и распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении указанного выше перечня объектов, для строительства, реконструкции и эксплуатации которых законопроектом снимаются ограничения на проведение сплошных рубок и перевод земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения в ЦЭЗ БПТ.
Реализация норм правового регулирования, предлагаемых законопроектом, относится к сферам деятельности, обеспечивающим достижение целей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 319.
При этом достижение целей указанной государственной программы Российской Федерации осуществляется путем правового регулирования в сфере реализации государственной программы, не включающего разработку данного законопроекта.
Законопроектом также предусмотрено снятие запрета на проведение сплошных санитарных рубок в лесах, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время вопрос необходимости восстановления погибших, вследствие лесных пожаров лесов наиболее остро стоит в Центральной экологической зоне озера Байкал. Возникновение в 2015 и 2016 годах чрезвычайной ситуации в лесах усугубило имеющуюся проблему.
Наличие законодательного запрета, приводит к постепенному накоплению погибших насаждений. К началу 2016 года по данным государственного лесопатологического мониторинга числятся погибшими насаждения, расположенные в водоохранных зонах на землях лесного фонда, площадью 132,2 тыс. га, а поврежденными - 637,7 тыс.га. В случае отказа от проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в водоохранных лесах, в последующие несколько лет происходит заражение поврежденных насаждений вредными насекомыми.
Необходимо отметить, что в большинстве случаев проведение лесовосстановления в водоохранных лесах невозможно без проведения сплошных санитарных рубок, а наличие большого запаса сухостоя и ветровала в водоохранной зоне нарушает принципы пожарной (существенное накопление лесных горючих материалов) и санитарной (создание благоприятных условий для размножения стволовых вредителей, например короеда-типографа) безопасности в лесах.
Кроме того, законодательный запрет сплошных рубок на указанной территории делает невозможным осуществление мероприятий по противопожарному обустройству лесов, что создает опасность для жизни, здоровья жителей населенных пунктов на территории центральной экологической зоны озера Байкал, а также сохранности имущества указанных граждан.
Погибшие и поврежденные в результате лесных пожаров насаждения требуют незамедлительного первоочередного проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и прежде всего сплошных санитарных рубок, необходимых для дальнейшего воспроизводства лесов на данных участках.
В целях решения указанной проблемы подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленные на снятие ограничений по проведению сплошных санитарных рубок в водоохраной зоне, в том числе в лесах, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Принятие и реализация законопроекта не приведут к увеличению расходов федерального бюджета.
Устанавливаемые в законопроекте номы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29.05.2014), положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.