Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)
Статья 1
Внести в подпункт 94 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (2009, N 52, ст. 6450; 2010, N 15, ст. 1737; N 28, ст. 3553; N 31, ст. 4198; 2011, N 27, ст. 3881; N 30, ст. 4575, 4583; N 49, ст. 7063; 2012, N 18, ст. 2128; N 24, ст. 3066; N 31, ст. 4319; N 49, ст. 6750; N 53, ст. 7607, 7578; 2013, N 9, ст. 874; N 14, ст. 1647; N 30, ст. 4084; N 44, ст. 5645; N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4220, 4222; N 43, ст. 5796; N 48, ст. 6647; 2015, N 27, ст. 3948; N 48, ст. 6689; 2016, N 27, ст. 4178, 4179; N 49, ст. 6844) следующие изменения:
1) абзац двадцать четвертый изложить в следующей редакции:
"предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции:";
2) дополнить абзацами двадцать пятым - двадцать седьмым следующего содержания:
"за каждый торговый объект (пункт общественного питания), расположенный на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, - 65000 рублей за каждый год срока действия лицензии;
за каждый торговый объект (пункт общественного питания), расположенный на территории города федерального значения Севастополя и городских населенных пунктов (городов), за исключением поселков городского типа, - 26000 рублей за каждый год срока действия лицензии;
за каждый торговый объект (пункт общественного питания), расположенный на территории иных населенных пунктов, в том числе поселков городского типа, межселенных территорий, а также за каждый магазин беспошлинной торговли, - 3500 рублей за каждый год срока действия лицензии;".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент |
В.В. Путин |
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 8 плана мероприятий ("дорожной карты") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 N 2413-р.
В настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (абзац двадцать четвертый подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33) размер государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (далее также - лицензия) составляет 65 000 рублей за каждый год действия лицензии. При этом размер государственной пошлины за предоставление (продление) вышеуказанной лицензии не зависит от количества обособленных объектов (помещений), имеющихся у организации.
Таким образом, создается ситуация, когда крупная торговая сеть (к примеру, из 10 магазинов) и один сельский магазин платят государственную пошлину в одном и том же размере, что приводит к неравным условиям.
Следует отметить, что во многих городах более чем в 2 раза превышен норматив минимальной обеспеченности площадью торговых объектов. Кроме того, анализ работы по борьбе с контрафактной алкогольной продукцией показывает, что оборот нелегального алкоголя выходит за рамки "городской черты" и "оседает" в сельской местности.
Кроме того, увеличенный с 01.01.2015 размер государственной пошлины оказался "неподъемен" для многих предприятий малого и среднего бизнеса. Часть таких предприятий была вынуждена прекратить свою деятельность либо отказаться от приобретения лицензии. Все это приводит к увеличению роста теневой торговли алкогольной продукцией и, соответственно, уменьшению поступления денежных средств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Из-за ужесточения лицензионных требований сокращение количества торговых объектов в 2014-2015 гг. составило более 10%. В целом около 30% торговых точек, реализующих алкогольную продукцию, работают в нелегальном секторе. Также, по информации, полученной от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, увеличение с 01.01.2015 размера государственной пошлины более чем на 60% привело к использованию индивидуальными предпринимателями схем обхода закона в целях получения лицензии на одно юридическое лицо. По информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в частности, Республики Татарстан), в связи с увеличением с 01.01.2015 размера государственной пошлины более чем на 60% организации малого бизнеса, а также индивидуальные предприниматели стали объединяться в "квазисоюзы", получая лицензию на розничную продажу алкогольной продукции на одно, как правило, вновь созданное юридическое лицо. В результате утрачивается смысл лицензирования как формы обеспечения доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок и обеспечения его прозрачности, легальности и подконтрольности.
Таким образом, для выхода из сложившейся ситуации представляется целесообразным установление пониженного размера государственной пошлины для городов и иных населенных пунктов, при этом для мегаполисов - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга целесообразно оставить размер государственной пошлины на текущем уровне.
Законопроектом предлагается размер государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на один торговый объект (пункт общественного питания) установить в следующих размерах:
для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - 65000 рублей за каждый торговый объект (пункт общественного питания) за каждый год срока действия лицензии,
для города федерального значения Севастополя и городских населенных пунктов (городов), за исключением поселков городского типа - 26000 рублей за каждый торговый объект (пункт общественного питания) за каждый год срока действия лицензии,
для иных населенных пунктов, в том числе поселков городского типа, межселенных территорий и магазинов беспошлинной торговли - 3500 рублей за каждый торговый объект (пункт общественного питания) за каждый год срока действия лицензии.
При этом размер государственной пошлины за переоформление лицензии при реорганизации юридических лиц в связи с изменением наименования, местонахождения или места осуществления деятельности (за исключением увеличения количества торговых объектов или пунктов общественного питания) либо иных указываемых в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии, предлагается сохранить в размере 3500 рублей.
Дифференцированный подход к определению размера государственной пошлины по территориальному признаку обоснован экономической необходимостью снижения размера государственной пошлины для владельцев торговых объектов, находящихся в менее крупных городах и иных населенных пунктах с низкой покупательской способностью граждан.
Необходимо отметить, что практика применения различных размеров государственной пошлины, уплачиваемой за предоставление одной и той же государственной услуги, в зависимости от экономической составляющей уже используется в законодательстве Российской Федерации.
К примеру, размер государственной пошлины по делам имущественного характера, рассматриваемым судами Российской Федерации, зависит от цены искового заявления;
государственная пошлина на право вывоза культурных ценностей дифференцируется в зависимости от стоимости вывозимых культурных ценностей;
размер государственной пошлины за регистрацию и ежегодное подтверждение регистрации судов в Российском международном реестре судов зависит от величины валовой вместимости судна.
Дифференциация размера государственной пошлины в зависимости от места нахождения объекта позволяет учесть тот факт, что розничная торговля, к примеру, в городе Москве сравнимо более маржинальна, чем в сельском поселении с численностью населения 3000 человек.
Снижение размера государственной пошлины для организаций, расположенных в сельской местности, не только позволит сохранить сельскую торговлю, но и серьезно сократит оборот нелегальной алкогольной продукции, так как создаст условия для выхода "из тени" при торговле алкоголем.
Предлагаемое законопроектом изменение позволит:
создать равные конкурентные условия деятельности на потребительском рынке;
реализовать инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса;
сократить дисбаланс между городской и сельской торговлей;
обеспечить положительный бюджетный эффект с привлечением дополнительных доходов федерального и областного бюджета.
Дифференциация размера государственной пошлины окажет положительный мультипликативный эффект на состояние алкогольного рынка. Упрощение и снижение издержек на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции повлияет на увеличение акцизных и прочих сборов до 10% и окажет позитивное влияние на легальный рынок.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.