Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 18.05.2017 г.)
В целях повышения занятости инвалидов, а также содействия социальной и экономической реабилитации инвалидов необходимо принять меры по повышению конкурентоспособности продукции, производимой организациями, массово использующими труд инвалидов.
Следует отметить, что на различных предприятиях производительность труда инвалидов в зависимости от разных факторов может значительно различаться между собой, как правило, ниже средней производительности труда по отрасли.
Объем налоговых льгот, направленных на поддержание предприятий, использующих труд инвалидов, составляет по состоянию на 2015 год, в пересчете на одного работающего инвалида (I и II групп инвалидности), около 6,8 тыс. рублей в год.
Промышленные предприятия ежегодно несут дополнительные расходы на создание и поддержание рабочих мест для инвалидов. Это затраты на:
оснащение рабочего места инвалида;
изготовление специализированных приспособлений и тифло-сурдо средств;
установку специальной пожарной сигнализации (слуховой и световой);
компенсацию потерь от сокращения продолжительности рабочего времени;
компенсацию потерь от увеличения продолжительности отпуска;
доставку инвалидов на работу и с работы;
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочему месту;
проведение физкультурно-оздоровительных, учебно-реабилитационных, социокультурных мероприятий.
Указанные затраты снижают рентабельность предприятий, использующих труд инвалидов. На примере Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (далее - ВОС) усредненная стоимость организации и содержания одного рабочего места для инвалида (I и II групп инвалидности) составляет более 65 тыс. рублей в год, что значительно превышает объем предоставляемых льгот.
При этом следует отметить, что по информации, полученной от общероссийских общественных организаций инвалидов, льготный режим уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) используется только при производстве конечной продукции, а в случаях кооперации и при производстве комплектующих и компонентов данная льгота организациями, массово использующими труд инвалидов, не применяется. Указанная льгота является экономически неэффективной в связи с тем, что при ее использовании предприятие продает свою продукцию (комплектующие и компоненты) для дальнейшего производства другой организации, которая не имеет льготы по уплате НДС, что приводит к повышению налоговой базы и является экономически нецелесообразным для организации-покупателя.
Так, льготой по освобождению от уплаты НДС, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, большинство предприятий ВОС не пользуются, в связи с тем, что все покупатели их продукции не имеют льгот и облагаются НДС.
По состоянию на 2015 год 68 предприятий ВОС не применяли льготу по НДС, ими было выпущено промышленной продукции на сумму 6,768 млрд руб. и начислено 1 218 млн руб. НДС, к перечислению в бюджет - 414,8 млн руб.; 88 предприятий ВОС применяло льготу по НДС, ими было выпущено промышленной продукции на сумму 2,562 млрд руб., величина использованной льготы составила около 102,4 млн руб.
Таким образом, льгота по НДС на самом деле не оказывает поддержку предприятиям ВОС, имеющим потенциал для создания и сохранения рабочих мест для инвалидов. Это приводит к постепенному вытеснению таких предприятий с рынка, что наиболее заметно в последнее время в автомобилестроении, с соответствующим сокращением рабочих мест для инвалидов при отсутствии достаточного количества средств на модернизацию и перепрофилирование производств.
Производимая организациями, массово использующими труд инвалидов, продукция заметно проигрывает в конкурентной борьбе ввиду более низкой производительности труда инвалидов, что ведет к неэффективной экономической деятельности предприятия или к сокращению рабочих мест для инвалидов.
В целях успешной деятельности предприятий, массово использующих труд инвалидов, необходимо создать для них условия сбыта продукции. Высокий уровень затрат указанных организаций влияет на конечную стоимость продукции, которая становится неконкурентоспособной на рынке. Предлагается предоставить предприятиям, на которых преимущественно работают люди с инвалидностью, право выбора между действующей льготой по освобождению от уплаты НДС и начислением НДС по пониженной ставке. В этом случае организация-покупатель, которая не имеет льготы по уплате НДС, сможет принимать НДС к вычету. Стоимость продукции, производимой организациями, в которых преимущественно работают инвалиды, снизится на 8%, что повысит ее конкурентоспособность на рынке и установит устойчивый рынок сбыта.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.