Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта в срок с 7 ноября 2016 г. по 18 ноября 2017 года. Замечания и предложения, полученные в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/11-16/00059125).
Проектом акта предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) путем дополнения его следующими статьями:
"Статья 4.2. Государственная регистрация объектов, на которых осуществляется деятельность по содержанию животных, производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации подконтрольных товаров, утилизации биологических отходов;
Статья 4.3. Особенности государственной регистрации объектов для их внесения в Реестр производственных объектов по производству пищевой продукции, подлежащих государственной регистрации;
Статья 4.4. Особенности государственной регистрации объектов, продукция из которых экспортируется в третьи страны".
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011) государственной регистрации подлежат производственные объекты, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, а именно следующие процессы производства (изготовления) пищевой продукции:
а) убой продуктивных животных и птицы, переработка (обработка) продуктов убоя продуктивных животных и птицы для производства (изготовления) пищевой продукции;
б) прием сырого молока, сырых сливок и сырого обезжиренного молока и (или) их переработка (обработка) при производстве (изготовлении) молочной продукции;
в) производство (изготовление) и переработка (обработка) яиц сельскохозяйственной птицы и продуктов их переработки;
г) производство (изготовление) и переработка (обработка) продукции аквакультуры и улова водных биологических ресурсов (нерыбные объекты промысла), за исключением продукции растительного происхождения.
Статьей 4 ТР ТС 021/2011 установлено, что государственная регистрация производственных объектов, осуществляющих деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения - осуществление допуска юридического лица или индивидуального предпринимателя к деятельности по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения.
Порядок государственной регистрации указанных производственных объектов установлен статьями 31 - 36 ТР ТС 021/2011, и поскольку технические регламенты с соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) имеют на территории Союза прямое действие, то дополнительное регулирование законодательством государства - члена Союза процедуры проведения государственной регистрации указанных объектов не требуется.
В соответствии со статьей 33 ТР ТС 021/2011 регистрирующий орган устанавливает форму заявления о государственной регистрации производственного объекта и опубликовывает ее в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
В соответствии со статьей 34 ТР ТС 021/2011 регистрирующий орган устанавливает форму выписки из реестра производственных объектов, подтверждающую факт регистрации, и опубликовывает ее в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Разработка других нормативных актов на национальном уровне при осуществлении государственной регистрации не предусмотрена.
Разработчик проектируемой статьей 4.2 предлагает порядок регистрации производственных объектов и отдельных имущественных комплексов любой формы собственности, где осуществляется деятельность по:
обороту, в том числе по добыче, вылову, разведению, выращиванию, содержанию, перемещению (в том числе перевозке и перегону) животных, их ветеринарным и зоотехническим обработкам;
убою животных;
утилизации биологических отходов;
получению и сбору молока, продуктов пчеловодства, шерсти и волоса, пантов и рогов, генетического материала животных,
производству (изготовлению, переработке), хранению, перевозке (транспортировке), использованию, реализации и утилизации продукции животного происхождения;
сбору, получению, производству кормов (в том числе с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов) и кормовых добавок для животных.
Таким образом, разработчик значительно расширяет перечень производственных объектов и процессов, подлежащих государственной регистрации.
В соответствии со статьей 4.1 Закона о ветеринарии, в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии, наряду с иной информацией, предусмотренной Законом о ветеринарии, должна содержаться информация об объектах, связанных с содержанием животных, производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией подконтрольных товаров, утилизацией биологических отходов. При этом предусмотренное Законом о ветеринарии размещение указанной информации не является требованием о государственной регистрации перечисленных объектов и носит уведомительный характер.
Обращаем внимание разработчика, что государственная регистрация организаций всех форм собственности (полагаем, и личных подсобных хозяйств тоже) по хранению, транспортировке и реализации подконтрольных товаров, добыче, вылову, разведению, выращиванию, содержанию, перемещению (в том числе перевозке и перегону) животных; утилизации биологических отходов; получению и сбору шерсти и волоса, пантов и рогов, генетического материала животных; сбору, получению, производству кормов в настоящее время не предусмотрена. Разработчик не представил обоснования необходимости введения государственной регистрации как разрешительной процедуры для организаций, осуществляющих перечисленные виды деятельности. Также разработчик не представил монетарной оценки реализации проектируемого регулирования.
Минэкономразвития России в соответствии с Методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669, при использовании калькулятора стандартных издержек, размещенного на официальном сайте regulation.gov.ru, а также данных предварительных итогов сельскохозяйственной переписи в Российской Федерации в 2016 г. и отчетных данных Федеральной службы государственной статистики, провел оценку затрат хозяйствующих субъектов на сбор и представление в государственные органы необходимых для проектируемой регистрации сведений.
Сбор документов, их копирование или перевод в электронную форму, подача их в бумажном или электронном виде потребует следующих временных и трудовых затрат в монетарном выражении:
Наименование организации или производственного объекта в сфере обращения продукции животного происхождения |
Количество на 1 января 2016 г. |
Затраты, руб. |
Личные подсобные хозяйства |
18 200 000 |
6 200 000 000 |
Сельскохозяйственные организации |
211 200 |
276 100 000 |
Перерабатывающие предприятия |
51 380 |
13 515 000 |
Торговые организации (включая организации малого бизнеса) |
805 000 |
1 200 000 000 |
Организации общественного питания |
173 000 |
156 000 000 |
Транспортные организации |
600 000 |
1 000 000 000 |
Таким образом, проектируемое разработчиком регулирование на начальном этапе потребует общих издержек более 8,8 млрд. руб., что скажется на цене конечной продукции.
Проектируемая статья 4.4, устанавливающая особенности государственной регистрации объектов, продукция из которых экспортируется в третьи страны, не согласуется с целями и задачами Закона о ветеринарии, регулирующего общественные отношения в сфере реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществления региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; подготовки специалистов в области ветеринарии, производства препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организации научных исследований по проблемам ветеринарии; а также в сфере охраны территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и осуществления государственного ветеринарного надзора.
Из информации, представленной разработчиком, указанная проектируемая статья направлена на повышение экспортного потенциала Российской Федерации при торговле продукцией животного происхождения с третьими странами. При этом проектируемое регулирование предусматривает разрешительный характер для вывоза из Российской Федерации продукции животного происхождения.
Разработчик проектируемой статьей 4.4 предлагает наделить федеральный орган исполнительной власти в сфере ветеринарного надзора полномочием предоставлять российским организациям право экспорта продукции животного происхождения в третьи страны в соответствии с законодательством и требованиями третьих стран и полномочием ведения реестра экспортеров.
Сведения, которые хозяйствующему субъекту необходимо представить в федеральный орган в сфере ветеринарного надзора, касаются, в основном, соблюдением хозяйствующим субъектом требований страны импортера.
Предлагаемое проектируемой статьей 4.4 регулирование не является предметом регулирования Закона о ветеринарии. Также не является предметом регулирования Закона о ветеринарии распределение между федеральными органами исполнительной власти полномочий по регистрации производственных объектов различной специализации.
Представленный проект акта не может быть поддержан, поскольку он в полном объеме не соответствует праву Союза.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.