Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в пункт 84 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112"
(подготовлен Минтрансом России 15.05.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в пункт 84 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112" (далее - проект постановления) разработан в целях установления запрета на принудительную высадку из транспортного средства безбилетного лица, не достигшего возраста шестнадцати лет.
Кроме того, устанавливается норма, согласно которой оплата проезда безбилетного лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, производится его родителями или иными законными представителями.
В соответствии со статьей 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Таким образом, дети, не достигшие возраста шестнадцати лет, к административной ответственности, в том числе за безбилетный проезд, привлечены быть не могут.
В условиях отсутствия в законодательстве Российской Федерации административно-правового регулирования в области безбилетного проезда ребенка, не достигшего возраста шестнадцати лет, на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте перевозчики обосновывают практику высаживания из транспортных средств безбилетных детей, не достигших возраста шестнадцати лет, предусмотренной статьей 14 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самозащитой гражданских прав, направленной на недопущение продолжения неправомерного использования указанными лицами находящихся во владении перевозчиков транспортных средств.
При этом согласно ГК РФ способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
ГК РФ не установлен перечень способов самозащиты и критерии определения их соразмерности.
Вместе с тем, статьей 125 Уголовного кодекса Российской Федерации к преступлениям против жизни и здоровья относится заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.
Высадка ребенка, не достигшего возраста шестнадцати лет, из транспортных средств общего пользования как самозащита гражданских прав перевозчиков на получение платы за проезд не является соразмерной совершаемому нарушению и может повлечь возникновение ситуаций опасных для жизни и здоровья ребенка.
Вместе с тем, представляется, что сохранение правового пробела в регулировании отношений, связанных с безбилетным проездом детей, не достигших возраста шестнадцати лет, и отсутствие какой-либо ответственности за совершаемое правонарушение может создать предпосылки для формирования в сознании указанных детей моделей неправового поведения.
Анализ положений КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, при совершении отдельных правонарушений несовершеннолетними, в том числе детьми, не достигшими возраста шестнадцати лет, к административной ответственности привлекаются их родители (законные представители).
Так, например, в соответствии со статьей 20.22 КоАП РФ за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, родители (законные представители) несовершеннолетнего могут быть подвергнуты административному наказанию в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Таким образом, совершение детьми, не достигшими возраста шестнадцати лет, указанного правонарушения не остается безнаказанным, но в силу возраста лица, совершившего правонарушение, к административной ответственности привлекаются лица, имеющие обязанности по их содержанию и воспитанию.
Между тем региональное законодательство об административных правонарушениях, устанавливающее административную ответственность за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте на муниципальных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок, не предусматривает в настоящее время возможности применения мер административного взыскания к родителям (законным представителям) безбилетных детей, не достигших возраста шестнадцати лет.
Принятие проекта постановления позволит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации внести изменения в региональное законодательство об административных правонарушениях, предусматривающих установление ответственности родителей (законных представителей) за безбилетный проезд детей, не достигших возраста шестнадцати лет.
Следует отметить, что статьей 27.1 КоАП РФ предусмотрены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.