Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О федеральной государственной информационно-аналитической системе регулирования на транспорте"
(подготовлен Минтрансом России 15.05.2017 г.)
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N1734-р (далее - Транспортная стратегия) уделяется особое внимание информационным и телекоммуникационным технологиям в условиях усложнения задач, стоящих как перед органами управления транспортным комплексом, так и перед всей отраслью: "В условиях возрастающей сложности стоящих перед отраслью задач повышение эффективности управления требует использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, а повышение управляемости и контролируемости развития транспорта - принципиального улучшения информационного обеспечения и поднятия уровня автоматизации задач управления, прежде всего, на уровень органов управления транспортным комплексом.
Единая автоматизированная информационно-аналитическая система регулирования на транспорте, эксплуатируемая уполномоченной организацией, должна обеспечить повышение полноты и качества анализа эффективности развития транспортной инфраструктуры, контроля за развитием рынка транспортных услуг и их качеством, за развитием экспорта транспортных услуг и реализацией транзитного потенциала, а также повышение эффективности управления программами и проектами*(1)".
В настоящее время в целях информационного обеспечения функционирования и развития транспортного комплекса Российской Федерации созданы или находятся в процессе создания ряд государственных информационных систем транспортного комплекса (государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС" (ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС"); информационно-аналитическая система регулирования на транспорте (АСУ ТК), комплексная информационно-аналитическая система контроля транспортных средств (КИАСК-ТС) и Система информационного обеспечения безопасности населения на транспорте (далее - СИОБНТ), включающая Единую государственную информационную систему обеспечения безопасности (ЕГИС ОТБ), систему сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры (СС ТМК), единую межведомственную систему сопряжения информационных систем, решающих задачи в области обеспечения безопасности на транспорте, в том числе со специализированной территориально-распределенной системой "Розыск-Магистраль" МВД России (СС РМ), Координационный центр Минтранса России.).
Идеологической основой для создания перечисленных информационных систем является Транспортная стратегии Российской Федерации до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014).
В Транспортной стратегии Российской Федерации не содержатся общие, единые принципы и требования к созданию, развитию, модернизации и эксплуатации государственных информационных систем транспортного комплекса. Такие требования отсутствуют и в иных правовых актах Российской Федерации, что говорит о пробеле в правовом регулировании в Российской Федерации в части вопросов создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем транспортного комплекса.
Необходимо отметить, что правовой основой создания государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС") и единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) являются Федеральный закон от 28.12.2013 N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" и Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" соответственно.
С учётом наличия вышеуказанного правового пробела и в целях разработки системы правового регулирования в Российской Федерации вопросов создания, развития и эксплуатации федеральной государственной информационно-аналитической системы регулирования на транспорте Российской Федерации представляется необходимым разработка проекта Федерального закона "О федеральной государственной информационно-аналитической системе регулирования на транспорте".
Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ, единых, унифицированных требований создания, развития и эксплуатации федеральной государственной информационно-аналитической системе регулирования на транспорте Российской Федерации.
На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации отсутствует необходимая правовая база, регламентирующая комплексный подход к обеспечению государственных органов информацией о деятельности организаций транспортного комплекса. В результате сложилась ситуация, когда государственные органы, осуществляющие государственные функции в сфере транспортного комплекса и смежных отраслях экономики не обладают оперативной и пообъектной отраслевой информацией, которая необходима для осуществления возложенных на них государственных функций, в том числе для предотвращения чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе.
Необходимость принятия отдельного федерального закона также обусловлена тем, что в соответствии с частью 5 статьи 10 и частью 4 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) случаи и условия обязательного предоставления информации, а также перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, либо порядок определения таких перечней могут быть установлены только федеральными законами.
Для устранения указанного пробела в законопроекте предлагается определить порядок и условия, в том числе формы представления информации в обязательном порядке органами государственной власти, хозяйствующими субъектами транспортного комплекса.
Кроме того, принятие единого законодательного акта позволит компенсировать разрозненность отраслевого законодательства в сфере транспортного комплекса и отсутствие базовых федеральных законов для некоторых отраслей транспортного комплекса в части информационно-аналитического обеспечения, а также создаст условия для эксплуатации и совершенствования (модернизации) федеральной государственной информационно-аналитической системы регулирования на транспорте на основе унифицированного подхода.
Данный законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Создание федеральной государственной информационно-аналитической системы регулирования на транспорте финансируется в рамках реализации ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)".
Ввиду того, что принятие Федерального закона "О федеральной государственной информационно-аналитической системе регулирования на транспорте" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и соответственно не относится к положениям, отраженным в пунктах 53 и 60(4) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260, полагаем, что подготовка финансово-экономического обоснования, составленного по форме утвержденной приказом Минфина России от 19.03.2015 N 42н, не требуется.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.
-------------------------------------------
*(1) Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, Раздел Х. Механизмы реализации Транспортной стратегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.