Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 18.05.2017 г.)
В соответствии с действующей редакцией подпунктов 2 и 2.1 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон), решение о неразрешении иностранному гражданину въезда в Российскую Федерацию в случае принятия в отношении него решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации принимается уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России только после фактического исполнения данного решения.
За 12 месяцев 2016 года за пределы Российской Федерации выдворено 55 190 человек, из них 16 918 в форме принудительного перемещения через государственную границу Российской Федерации, 38 272 в форме контролируемого самостоятельного выезда.
С учетом вышеупомянутых положений статьи 27 Федерального закона, в целях выявления основания принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину, подлежащему административному выдворению в форме самостоятельного контролируемого выезда, необходима регулярная проверка данных иностранного гражданина по информационным учетам на предмет установления факта его выезда за пределы Российской Федерации, что приводит к затягиванию сроков принятия соответствующего решения и влечет за собой, в том числе и значительные трудозатраты.
При этом иностранным гражданином может быть использована возможность выезда из Российской Федерации через территорию Республики Беларусь и, в условиях отсутствия до настоящего времени единой системы учета иностранных граждан, компетентные органы Российской Федерации сведениями о его выезде располагать не будут.
Кроме того, порядок принятия решения о неразрешении въезда и включения сведений об иностранном гражданине в список лиц, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен, держателем которого является ФСБ России, объективно занимает определенное количество времени, что может способствовать созданию условий, при которых иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о самостоятельном контролируемом административном выдворении за пределы Российской Федерации, может беспрепятственно въехать в Российскую Федерацию до фактического закрытия ему въезда.
Принимая во внимание вышеизложенное, законопроектом предлагается внести изменения в подпункты 2 и 2.1 части первой статьи 27 Федерального закона, предусматривающие принятие решение о неразрешении иностранному гражданину въезда в Российскую Федерации в день вступления в законную силу решения суда об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В случае принятия решения о принудительном административном выдворении за пределы Российской Федерации предлагается оставить действующий порядок принятия решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Действующей редакцией пункта 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрена депортация иностранного гражданина, отбывающего наказание в местах лишения свободы, если в отношении него принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Вместе с тем, в отношении указанной категории иностранных граждан уполномоченными федеральными органами исполнительной власти может быть приято как решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации так и решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. При этом, исполнение решений о депортации непосредственно после отбытия им наказания, назначенного по приговору суда, предусмотрено только в случае принятия решения о нежелательности пребывания (проживания).
Соответственно в остальных случаях в соответствии с положениями статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранным гражданам будет предоставлена право добровольного выезда за пределы Российской Федерации.
Данный пробел в законодательстве может способствовать незаконному нахождению в Российской Федерации иностранных граждан, представляющих общественную опасность.
В этой связи проектом федерального закона предлагается внесение изменений в статью 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления обязательной депортации иностранного гражданина после отбытия им наказания в местах лишения свободы в случае принятия в отношении него уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В проекте федерального закона отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.