Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений""
(подготовлен Минстроем России 25.05.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком 31 августа 2016 г. N 6495п-П9, и пунктами 1 и 2 Плана мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах "жизненного цикла" объекта капитального строительства, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком 11 апреля 2017 г. N 2468п-П9, в целях обеспечения внесения в законодательство Российской Федерации изменений, в том числе предусматривающих создание механизма обоснования инвестиций, выделение в ФАИП отдельного раздела, в котором учитываются бюджетные ассигнования на подготовку обоснования инвестиций, введение понятия "технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций", наделение органов государственной власти Российской Федерации дополнительными полномочиями в области градостроительной деятельности в отношении объектов, правообладателями которых являются лица, предусмотренные частью 2 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также введение понятия "технология информационного моделирования" с установлением соответствующего регулирования.
Законопроектом вносятся изменения в Кодекс и в Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ).
В Кодекс вносятся следующие изменения:
- в статье 1 вводятся понятия: "сметная стоимость выполнения работ (оказания услуг), необходимых для обеспечения эксплуатации объектов капитального строительства", "сметные цены на выполнение работ (оказание услуг), необходимых для обеспечения эксплуатации объектов капитального строительства", "укрупненный норматив цены эксплуатации", укрупненный норматив цены сноса объекта капитального строительства", "задание на проектирование объекта капитального строительства", "информационная модель объекта капитального строительства", "технология информационного моделирования";
- в полномочия органов государственной власти Российской Федерации (части 1 статьи 6) дополнительно включаются:
утверждение методик определения сметных цен на выполнение работ (оказание услуг), необходимых для обеспечения эксплуатации объектов капитального строительства;
установление порядка мониторинга цен на выполнение работ (оказание услуг), необходимых для обеспечения эксплуатации объектов капитального строительства;
утверждение укрупненных нормативов эксплуатации и сноса объектов капитального строительства, методик разработки и применения таких нормативов, а также установление порядка их утверждения;
установление перечня работ (услуг), необходимых для обеспечения эксплуатации объектов капитального строительства;
установление порядка выполнения работ (оказания услуг) по обеспечению эксплуатации объектов капитального строительства;
утверждение методики категорирования строительных материалов, изделий и конструкций и определения нормативных сроков их эксплуатации (в разрезе категорий);
утверждение методики подготовки обоснования инвестиций с учетом укрупненных нормативов цены строительства, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства;
- статья 8.3 дополняется предметом проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства в случаях, когда предусмотрена обязательная подготовка обоснования инвестиций;
- в статью 47 вносится уточнение о возможности выполнения инженерных изысканий для подготовки обоснования инвестиций и задания на проектирование;
- Кодекс дополняется новой статьей 47.1, регулирующей вопросы, связанные с созданием и ведением информационной модели объекта капитального строительства, в том числе устанавливается, что:
информационная модель объекта капитального строительства создается застройщиком (техническим заказчиком) либо привлекаемым им на основании договора физическим или юридическим лицом на этапе подготовки обоснования инвестиций;
исключительное право на информационную модель объекта капитального строительства до ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию и регистрации права собственности на такой объект принадлежит застройщику (техническому заказчику). После ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права собственности на объект капитального строительства исключительное право на информационную модель объекта капитального строительства подлежит передаче собственнику объекта капитального строительства;
правила формирования информационной модели объекта капитального строительства, порядок ее использования и предоставления включенных в нее сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства уполномоченным органам власти и организациям (в том числе путем обеспечения доступа к информационной модели объекта капитального строительства), а также перечень случаев, когда создание и использование информационной модели является обязательным, а также требования к программным и техническим средствам создания и использования информационной модели объекта капитального строительства утверждаются Правительством Российской Федерации;
- в статье 48 Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению примерной формы задания на проектирование объектов капитального строительства; также устанавливается, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации дифференцируются в зависимости от обязательности создания и ведения информационной модели объекта капитального строительства в соответствии с Кодексом;
- в статье 49 уточняется предмет проведения государственной экспертизы проектной документации в том числе в случаях, когда предусмотрена обязательная подготовка обоснования инвестиций;
- статьи 52-54 дополняются положениями о необходимости соблюдения требований материалов, включенных в информационную модель объекта капитального строительства (в случаях, когда ведение такой модели является обязательным в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также строительного контроля и надзора;
- в статье 57.2 изменены наименование и содержание Федеральной государственной информационной системы ценообразования в области градостроительной деятельности.
В Закон N 39-ФЗ вносятся следующие изменения:
- в статье 1 вводятся понятия "обоснование инвестиций" и "технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций";
- закон дополняется новой статьей 13.1. в рамках которой:
устанавливается обязательность подготовки обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов (далее - юридические лица);
полномочиями по установлению состава и содержания обоснования инвестиций и порядка организации и проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций наделяется Правительство Российской Федерации;
полномочиями по проведению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций объектов капитального строительства наделяется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, органы власти субъектов Российской Федерации, или подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения;
устанавливается, что обоснование инвестиций, задание на проектирование, результаты технологического и ценового аудита обоснования инвестиций объектов капитального строительства являются обязательными документами при принятии решений об осуществлении государственных капитальных вложений, при принятии решений об осуществлении капитальных вложений юридическими лицами, если капитальные вложения осуществляются без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- в статье 14 вводится уточнение, что проверка инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств федерального бюджета проводится на основе, в том числе, задания на проектирование.
Применение предусмотренного Законопроектом механизма обоснования инвестиций позволит снизить стоимость и сократить сроки строительства, повысить конкурентоспособность производства и эффективность использования капитальных вложений, осуществляемых не только за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но и за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов.
В свою очередь, введение механизмов информационного моделирования позволит упростить и, следовательно, удешевить осуществление как строительства (реконструкции, капитального ремонта), так и строительных контроля и надзора, а также обеспечит возможность управления жизненным циклом объекта капитального строительства вплоть до его сноса. Также применение технологии информационного моделирования повысит прозрачность расходования средств (в том числе средств бюджетов) при осуществлении строительства объектов.
Реализация положений Законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и будет осуществляться государственными органами (органами местного самоуправления) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление установленных полномочий, и установленной штатной численности указанных органов.
Введение нового механизма обоснования инвестиций, в рамках которого устанавливается обязательность подготовки обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов, повлечет за собой возникновение расходов федерального бюджета на:
1. Подготовку обоснования инвестиций (ожидаемая стоимость контрактов (договоров) на выполнение работ по подготовке обоснования инвестиций привлекаемыми проектными организациями может составлять не более 20 процентов от стоимости разработки проектной документации, куда входит, в том числе, стоимость проведения инженерных изысканий в объеме, необходимом для подготовки обоснования инвестиций).
В то же время внедрение процедуры подготовки обоснования инвестиций приведет к повышению точности определения предполагаемой (предельной) стоимости объектов капитального строительства и, соответственно, к значительному снижению риска увеличения сметной стоимости строительства в ходе проектирования и строительства, что покроет затраты на подготовку обоснования инвестиций.
Что касается затрат на проведение инженерных изысканий, то затраты на них останутся в прежнем объеме, изменится лишь время их проведения, часть из них будет проводится в рамках подготовки обоснования инвестиций (и войдет в его стоимость), а часть, как и раньше, будет проводится на этапе разработки проектной документации (при этом стоимость их проведения на втором этапе сократится на величину, равную стоимости проведение инженерных изысканий для подготовки обоснования инвестиций).
При этом затраты на разработку обоснования инвестиций будут учитываться в составе главы 12 Сводного сметного расчета стоимости строительства.
2. Проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (планируется, что затраты на проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций будут составлять порядка 0,1 % от суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий.).
В то же время, введение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций сопровождается отказом от проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, порядок проведения которого установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382. Стоимость проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации не превышает 0,58 процента суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий.
Таким образом, учитывая, что затраты на введение нового механизма обоснования инвестиций не превысят затраты федерального бюджета в рамках действующего механизма, то реализация данных мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, и даже, наоборот, приведет к их снижению.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.