Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 20.05.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) в целях совершенствования механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
Изменения, предусмотренные законопроектом, направлены на расширение и улучшение условий поддержки субъектов МСП, оказываемой в том числе при участии акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация).
В частности, законопроектом предусматривается:
1) установление нормативов деятельности Корпорации, обеспечивающих финансовую устойчивость Корпорации, а также установление требования к раскрытию информации о соблюдении указанных нормативов, в целях отнесения независимых гарантий и поручительств, выдаваемых Корпорацией, к обеспечению первой категории качества обеспечения;
2) ограничение возможных убытков Корпорации в отдельных отчетных периодах суммой нераспределенной прибыли;
3) право дочерних компаний Корпорации осуществлять инвестирование и (или) размещение временно свободных средств.
Присвоение гарантиям Корпорации первой категории качества позволит удешевить кредиты субъектам МСП за счет снижения банками-партнерами Корпорации резервов на возможные потери по ссудам, обеспеченным гарантиями и поручительствами Корпорации, так как в части гарантии Корпорации ставка резервирования составит 0%, что станет стимулирующим фактором для банков по увеличению объема кредитов субъектам МСП, обеспеченных гарантиями и поручительствами Корпорации.
В целях обеспечения возможности присвоения гарантиям Корпорации первой категории качества по предложению Центрального Банка Российской Федерации предлагается законодательно установить следующие обязательные нормативы деятельности Корпорации, обеспечивающие ее финансовую устойчивость (далее - нормативы):
- норматив достаточности собственных средств (капитала);
- норматив соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств;
- максимальный размер риска на одного контрагента или группу связанных контрагентов;
- совокупная величина риска по инсайдерам Корпорации.
- активы, в которые Корпорация может размещать собственные денежные средства.
При этом числовые значения и порядок расчета нормативов будут установлены Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации.
До установления Правительством Российской Федерации перечня разрешенных активов (объектов инвестирования) для инвестирования и (или) размещения временно свободных средств, Корпорация будет вправе осуществлять размещение временно свободных средств в активы (объекты инвестирования), состав и условия размещения которых были определены ранее советом директоров Корпорации.
Одновременно законопроектом предлагается установить обязанность Корпорации раскрывать информацию о соблюдении нормативов, а также обеспечивать проверку соблюдения нормативов аудиторской организацией.
Требования к отбору аудиторской организации, а также порядок и сроки проведения аудиторской организацией проверки устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации.
Заключение аудиторской организации о результатах проверки соблюдения Корпорацией обязательных нормативов будут направляться в уполномоченный постоянно действующий совещательный орган Правительства Российской Федерации в порядке и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации. Указанный порядок проверки и отчетности соблюдения Корпорацией обязательных нормативов позволит Центральному Банку Российской Федерации контролировать и поддерживать статус первой категории качества для гарантий Корпорации, при условии соблюдения Корпорацией обязательных нормативов.
Законопроектом определяется также право на инвестирование и (или) размещение дочерними обществами Корпорации временно свободных средств.
Так, в соответствии с разделом 2 паспорта приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее - приоритетный проект), утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 г. N 10), предусмотрено создание в 2017 году 2 региональных лизинговых компаний (далее - РЛК), реализующих программы льготного лизинга оборудования для субъектов МСП по ставке не более 8% при предоставлении в лизинг иностранного оборудования, и не более 6% - при предоставлении в лизинг российского оборудования.
РЛК будут создаваться как дочерние акционерные общества Корпорации при одновременном формировании уставного капитала за счет двух источников: целевых средств Корпорации - 1 500 млн рублей в каждое акционерное общество и 500 млн рублей - средства бюджета субъекта Российской Федерации - победителя конкурса Корпорации.
В соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ Корпорация наделена правом на размещение временно свободных средств, но такое право отсутствует у ее дочерних обществ.
Вместе с тем сформированная финансово-экономическая модель работы РЛК показывает, что при создании компании в 2017 году формирование целевого лизингового портфеля потребует не менее трех лет. На этот период операционные расходы РЛК будут покрываться доходами от размещения временно свободных денежных средств. В случае отказа от возможности такого размещения, РЛК с первого года своего существования до конца 2019 года будет не в состоянии покрывать текущие расходы, что приведет к возникновению убытков и потери части целевого капитала.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 190 "О требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" лизинговые компании, в чьи уставные капиталы Корпорацией направляются взносы, источником которых являются бюджетные инвестиции, будут обязаны:
- перечислить данный взнос в уставный капитал на лицевой счет, открытый соответствующему территориальному органу Федерального казначейства в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета денежных средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
- осуществлять операции по списанию средств, отраженных на лицевом счете, после проведения территориальным органом Федерального казначейства санкционирования операций в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок казначейского сопровождения целевых средств в 2017 году определяется приказом Минфина России от 28 декабря 2016 г. N 244н "О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
В соответствии пунктом 7 данного порядка размещенные денежные средства с лицевого счета в банковские депозиты по окончании срока депозита подлежат возврату на данный лицевой счет, включая проценты, полученные от их размещения.
Применение указанных правил позволит дополнительно обеспечить сохранность и эффективность использования денежных средств, ранее внесенных Корпорацией в уставные капиталы РЛК.
Кроме того, законопроектом вводится ограничение размера возможных убытков Корпорации в отдельных отчетных периодах в размере, не превышающем сумму накопленной нераспределенной прибыли за предыдущие периоды.
Так, в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерным обществом является коммерческая организация, основной целью которой является извлечение прибыли.
Вместе с тем функции Корпорации как института развития, установленные Федеральным законом N 209-ФЗ, носят социальный (безвозмездный) характер и не могут приводить к возникновению прибыли Корпорации.
Так, в частности:
1) с целью снижения нагрузки на малый и средний бизнес ставки комиссионного вознаграждения за гарантии и поручительства Корпорации установлены на льготном уровне, который не обеспечивает покрытие фактических потерь и рисков (в соответствии с решением Совета директоров Корпорации от 13 сентября 2016 г. (протокол N 18) были снижены ставки комиссии за выдачу гарантий и поручительств: с 1,25% до 0,75% годовых - за выдачу гарантий; с 0,5% до 0,1% годовых - за выдачу поручительств в рамках Программы 6,5%);
2) сервисы Бизнес-навигатора МСП, созданного Корпорацией, предоставляются субъектам МСП безвозмездно.
Бизнес-навигатор МСП позволяет в том числе:
- снизить предпринимательские риски путем раскрытия рыночных ниш;
- подобрать оптимальное местоположение и помещение для ведения бизнеса из числа объектов, находящих в частной или государственной (муниципальной) собственности;
- рассчитать примерный бизнес-план для различных организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности и режимов налогообложения, в том числе предусматривающий привлечение заемных средств;
- получить в "одном окне" информацию обо всех видах финансовой, информационной, маркетинговой, правовой и имущественной поддержки МСП (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);
- получить информацию о закупках крупнейших заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- узнать о расположении отделений банков - партнеров Корпорации и предлагаемых ими кредитных продуктах.
3) организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции осуществляется безвозмездно;
4) правовая и имущественная поддержка субъектов МСП осуществляются Корпорацией на безвозмездной основе.
Все указанные меры, реализуемые Корпорацией, обеспечивают для субъектов МСП снижение финансовой нагрузки и стоимости привлечения кредитных ресурсов, а также создают условия для расширения бизнеса и увеличения объема продаж.
В соответствии со Стратегией развития Национальной гарантийной системы (далее - НГС) предусмотрен следующий объем гарантийной поддержки субъектов МСП (с учетом докапитализации НГС):
Объем предоставления гарантий и поручительств в рамках НГС
При этом объем предоставляемых Корпорацией гарантий и поручительств субъектам МСП за период с 2016 г. по 2020 г. должен достигнуть 323,8 млрд рублей.
Расширение гарантийной поддержки, наращивание операционного портфеля гарантий и поручительств, создание резервов на возможные потери, предоставление безвозмездных сервисов субъектом МСП в совокупности со снижением доходности по депозитам могут приводить к возникновению отрицательного финансового результата, в том числе приводящего к уменьшению уставного капитала.
Убытки, возникающие в результате реализации задач, носящих социальный характер, Корпорация компенсирует посредством получения дохода от использования капитала. С целью решения данной задачи Корпорация инвестирует денежные средства в облигации федерального займа и краткосрочные банковские депозиты.
Вместе с тем согласно международной практике институты развития, ориентируясь на долгосрочный характер деятельности, поддерживают достаточный уровень капитала.
Снижение капитала Корпорации приведет к следующим последствиям:
- окажется невозможным поддержание гарантий и поручительств Корпорации на уровне I категории качества в соответствии с требованиями Банка России;
- снижение привлекательности (надежности) гарантий и поручительств Корпорации со стороны субъектов МСП и кредитных организаций.
Таким образом, в случае уменьшения капитала Корпорации было бы невозможно обеспечить надежность гарантийного механизма и эффективность гарантий Корпорации, предоставляемых субъектам МСП.
С целью предотвращения снижения капитала Корпорации рассматриваемым законопроектом вводится норма, ограничивающая возможные убытки Корпорации в отдельных отчетных периодах суммой нераспределенной прибыли, накопленной за предыдущие отчетные периоды.
При условии внесения предлагаемых изменений Корпорация обеспечит предоставление планового объема гарантий и поручительств за период с 2016 по 2020 годы в размере 323,8 млрд рублей*(1). При этом в целом по НГС за период с 2016 по 2020 годы будет предоставлено гарантий и поручительств на сумму 480,8 млрд рублей, что позволит привлечь субъектам МСП кредитных ресурсов на сумму 851,7 млрд рублей.
После наращивания портфеля гарантий и поручительств и образования резервов к концу прогнозного периода деятельность Корпорации возвращается на прибыльный уровень (прогнозная прибыль по итогам 2020 года ожидается в размере 104 млн рублей). Вместе с тем суммарный убыток, полученный Корпорацией в течение 2017-2019 гг. полностью покрывается нераспределенной прибылью прошлых лет, не уменьшая уставный капитал Корпорации.
Таким образом, будет осуществлено выполнение планового объема предоставления гарантий и поручительств Корпорации, обеспечено снижение стоимости привлечения кредитных ресурсов для субъектов МСП, при сохранении капитала Корпорации.
Принятие федерального закона будет способствовать совершенствованию механизмов поддержки субъектов МСП в целом.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных ?по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
-------------------------------------------
*(1) В случае докапитализации Корпорации на цели развития гарантийной поддержки субъектов МСП: в 2017 году - на 9,8 млрд руб., в 2018 году - на 6,2 млрд руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.