Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.02 Парикмахер"
(подготовлен Минобрнауки России 22.05.2017 г.)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), а также в целях реализации пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 18, ст. 2625) приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 43.01.02 Парикмахер.
Министр |
О.Ю. Васильева |
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации
от "____"__________2017 г. N____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 43.01.02 ПАРИКМАХЕР
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по профессии 43.01.02 Парикмахер (далее - профессия).
1.2. Получение СПО по профессии допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. При разработке программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении N 1 к настоящему ФГОС СПО.
1.4. Содержание СПО по профессии определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.5. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг и прочее)*(1).
1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации*(2).
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования.
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану, срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному учебному плану, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу исходя из следующего сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего указанных в Перечне профессий среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662):
парикмахер.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 20 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно сочетанию получаемых квалификаций, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы в академических часах на базе основного общего образования |
Общепрофессиональный цикл |
не менее 180 |
Профессиональный цикл |
не менее 972 |
Государственная итоговая аттестация: |
|
на базе среднего общего образования |
36 |
на базе основного общего образования |
72 |
Общий объем образовательной программы: | |
на базе среднего общего образования |
1476 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
4428 |
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей профессии.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 80 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей N 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.5. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать освоение дисциплины "Физическая культура" в объеме не менее 40 академических часов и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 36 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, исходя из сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 2
Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций квалифицированного рабочего, служащего при формировании образовательной программы
Основные виды деятельности |
Наименование квалификации(й) специалиста среднего звена |
Мытье и массаж головы, профилактический уход за волосами |
Парикмахер |
Выполнение стрижек и укладок волос |
Парикмахер |
Выполнение химической завивки волос |
Парикмахер |
Выполнение окрашивания волос на основе базовых техник |
Парикмахер |
Выполнение причесок на волосах различной длины |
Парикмахер |
Оформление усов, бороды, бакенбард |
Парикмахер |
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности:
3.4.1. Мытье и массаж головы, профилактический уход за волосами:
ПК 1.1. Выполнять подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК 1.2. Выполнять мытье волос и массаж головы с учетом типа и структуры волос.
ПК 1.3. Применять индивидуальные программы по уходу за волосами головы.
ПК 1.4. Консультировать клиентов по уходу за волосами в домашних условиях.
3.4.2. Выполнение стрижек и укладок волос:
ПК 2.1. Выполнять подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК 2.2. Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские, детские) с учетом типа и структуры волос.
ПК 2.3. Выполнять укладки волос различными инструментами и способами.
ПК 2.4. Консультировать клиентов по уходу за волосами в домашних условиях.
3.4.3. Выполнение химической завивки волос:
ПК 3.1. Выполнять подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК 3.2. Выполнять химические завивки волос различными способами.
ПК 3.3. Выполнять химическое выпрямление волос.
ПК 3.4. Консультировать клиентов по уходу за волосами в домашних условиях.
3.4.4. Выполнение окрашивания волос на основе базовых техник:
ПК 4.1. Выполнять подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК 4.2. Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.
ПК 4.3. Выполнять колорирование волос.
ПК 4.4. Консультировать клиентов по уходу за волосами в домашних условиях.
3.4.5. Выполнение причесок на волосах различной длины:
ПК 5.1. Выполнять подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК 5.2. Выполнять прически, в том числе с моделирующими элементами.
ПК 5.3. Выполнять плетение косичек.
ПК 5.4. Консультировать клиентов по уходу за волосами в домашних условиях.
3.4.6. Оформление усов, бороды, бакенбард:
ПК 6.1. Выполнять подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК 6.2. Выполнять стрижку и окантовку усов, бороды, бакенбард.
ПК 6.3. Выполнять завивку и оттяжку усов, бороды, бакенбард.
ПК 6.4. Выполнять бритье усов, бороды, бакенбард.
ПК 6.5. Консультировать клиентов по уходу за состоянием усов, бороды, бакенбард в домашних условиях.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК в соответствии с выбранным сочетанием квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, установленных настоящим ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждому профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по профессии с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Приложение N 1
к ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 43.01.02 Парикмахер
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
33.004 |
Профессиональный стандарт "Специалист по предоставлению парикмахерских услуг", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2014 N 1134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2015, регистрационный N 35906) |
Приложение N 2
к ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер
Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 43.01.02 Парикмахер
Основной вид деятельности |
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Мытье и массаж головы, профилактический уход за волосами |
знать: психологию общения и профессиональную этику; правила, формы и методы обслуживания; анатомические особенности, пропорции и пластику головы; структура, состав, физические свойства, типы, виды и формы волос; состав и свойства профессиональных препаратов для мытья головы, для профилактического ухода за волосами; нормы расхода препаратов и материалов для мытья головы; технологии мытья головы; приемы массажа головы, показания и противопоказания выполнения; санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций, оказывающих парикмахерские услуги; уметь: организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены, требования безопасности; проводить дезинфекцию и стерилизацию инструментов и расходных материалов, санитарно-гигиеническую, бактерицидную обработку рабочего места; проводить диагностику состояния кожи головы и волос, выявлять потребности клиента; использовать оборудование, приспособления, инструменты в соответствии с правилами эксплуатации; выполнять мытье головы в соответствии с технологией и типом волос; владеть приемами массажа головы; применять различные маски и бальзамы для волос, подбирать индивидуальные программы по уходу за волосами; производить расчет стоимости оказанной услуги; иметь практический опыт в: организации подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов; визуальном осмотре, оценке состояния поверхности кожи и волос клиента, определении типа и структуры волос; определении и подборе по согласованию с клиентом способа выполнения услуг по уходу за волосами; подборе профессиональных средств для мытья головы с учетом состояния поверхности кожи и волос клиента; выполнении мытья и массажа головы различными способами; проведении процедур по профилактическому уходу за волосами; расчете стоимости оказанной услуги; консультировании клиента по подбору профессиональных средств для ухода за волосами в домашних условиях. |
Выполнение стрижек и укладок волос |
знать: психологию общения и профессиональную этику парикмахера; правила, современные формы и методы обслуживания; анатомические особенности, пропорции и пластика головы; структуру, состав и физические свойства волос, типы, виды и формы волос; устройство, правила эксплуатации и хранения применяемого оборудования, инструментов; техники выполнения стрижек волос различной длины; состав и свойства профессиональных препаратов для укладки волос; методы выполнения укладки различными способами; норма расхода препаратов и материалов на выполнение стрижки, укладки; правила оказания первой помощи; санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций, оказывающих парикмахерские услуги уметь: организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены, требования безопасности; проводить дезинфекцию и стерилизацию инструментов и расходных материалов, санитарно-гигиеническую, бактерицидную обработку рабочего места; проводить диагностику состояния кожи головы и волос, выявлять потребности клиента; использовать оборудование, приспособления, инструменты в соответствии с правилами эксплуатации и технологией стрижки, укладки соблюдать техники выполнения стрижек волос различной длины; владеть методами выполнения укладок волос различными инструментами и способами; применять стайлинговые средства для укладки волос; обсуждать с клиентом качество выполненной услуги; производить расчет стоимости оказанной услуги; иметь практический опыт в: организации подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов; визуальном осмотре, оценке состояния поверхности кожи и волос клиента, определении типа и структуры волос; определении и подборе по согласованию с клиентом способа выполнения стрижки и (или) укладки волос; подборе профессиональных инструментов и материалов для выполнения стрижки и укладки волос; выполнении моделей мужской, женской, детской стрижки на коротких, средних, длинных волосах; выполнение укладок волос различными инструментами и способами; расчете стоимости оказанной услуги; консультировании клиента по поддержанию укладки волос в домашних условиях. |
Выполнение химической завивки волос |
знать: психологию общения и профессиональную этика парикмахера; правила, современные формы и методы обслуживания; анатомические особенности, пропорции и пластику головы; структура, состав и физические свойства, типы, виды и формы волос; устройство, правила эксплуатации и хранения применяемого оборудования, инструментов; состав, свойства и сроки годности препаратов для химической завивки; нормы расхода препаратов и материалов на выполнение химической завивки; виды химических завивок; технология выполнения химической завивки; нормы времени на выполнение химической завивки; показания и противопоказания к выполнению химической завивки; правила оказания первой помощи; санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций, оказывающих парикмахерские услуги; уметь: организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены, требования безопасности; проводить дезинфекцию и стерилизацию инструментов и расходных материалов, санитарно-гигиеническую, бактерицидную обработку рабочего места проводить диагностику состояния кожи головы и волос, выявлять потребности клиента; подбирать тип химической завивки и технологию ее выполнения в зависимости от состояния и структуры волос клиента; проводить тест на чувствительность кожи к химическому составу; соблюдать технологию выполнения химической завивки волос, технологию выполнения щелочной, кислотной, нейтральной, аминокислотной химической завивки волос применять различные виды накруток: прикорневую, спиральную, на две коклюшки, на вертикально расположенные коклюшки и другие; соблюдать нормы времени при выполнении химической завивки волос; использовать оборудование, приспособления, инструменты в соответствии с правилами эксплуатации и технологией химической завивки волос; обсуждать с клиентом качество выполненной услуги; производить расчет стоимости оказанной услуги; иметь практический опыт в: организации подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов; визуальном осмотре, оценке состояния поверхности кожи и волос клиента, определении типа и структуры волос; определении и подборе по согласованию с клиентом способа выполнения химической завивки волос подборе инструментов, материалов и состава для химической завивки волос; выполнении химической завивки и химического выпрямления волос; расчете стоимости оказанной услуги; консультировании клиента по уходу и восстановлению волос после химической завивки. |
Выполнение окрашивания волос на основе базовых техник |
знать: психологию общения и профессиональную этика парикмахера; правила, современные формы и методы обслуживания потребителя; анатомические особенности, пропорции и пластику головы; структуру, состав и физические свойства, типы, виды и формы волос; устройство, правила эксплуатации и хранения применяемого оборудования, инструментов; состав и свойства красителей, их основные группы; нормы расхода препаратов и материалов на выполнение окрашивания волос; основные виды окрашивания волос, технология окрашивания волос; технику выполнения осветления, обесцвечивания, тонирования волос, одноцветной окраски волос, мелирования волос, нейтрализации тона волос; нормы времени на выполнение окрашивания волос; показания и противопоказания к окрашиванию волос, правила оказания первой помощи; санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций, оказывающих парикмахерские и косметические услуги; уметь: организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены, требования безопасности; проводить дезинфекцию и стерилизацию инструментов и расходных материалов, проводить санитарно-гигиеническую, бактерицидную обработку рабочего места проводить диагностику состояния кожи головы и волос, выявлять потребности клиента; проводить пробу на чувствительность кожи к составу красителей; подбирать краситель в соответствии с пигментом волос, применять различные группы красителей; соблюдать технологию осветления, обесцвечивания, тонирования волос, одноцветной окраски волос, мелирования волос, нейтрализации тона волос, соблюдать нормы времени при окрашивании волос; использовать оборудование, приспособления, инструменты в соответствии с правилами эксплуатации и технологией окрашивания волос; обсуждать с клиентом качество выполненной услуги; производить расчет стоимости оказанной услуг; иметь практический опыт в: организации подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов; визуальном осмотре, оценке состояния поверхности кожи и волос клиента, определении типа и структуры волос; определении и подборе по согласованию с клиентом способа окрашивания волос; подборе профессиональных инструментов, материалов и препаратов для окрашивания волос; окраске волос красителями различных групп, осветлении, обесцвечивании, тонировании волос, одноцветной окраски волос, мелировании волос, нейтрализации тона; расчете стоимости оказанной услуги; консультировании клиента по уходу волос и восстановлению после окрашивания. |
Выполнение причесок на волосах различной длины |
знать: психологию общения и профессиональную этика парикмахера; правила, современные формы и методы обслуживания потребителя; устройство, правила эксплуатации и хранения применяемого оборудования, инструментов; анатомические особенности, пропорции и пластику головы; структуру, состав и физические свойства, типы, виды и формы волос; основные виды классических причесок, технологии выполнения прически; технику выполнения волн, буклей, валика, локона, кока, пробора, кос, хвоста, жгута, узла, каракулевого жгута, плетения афрокосичек, французских косичек; правила оказания первой помощи; санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций, оказывающих парикмахерские и косметические услуги; уметь: организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены, требования безопасности; проводить дезинфекцию и стерилизацию инструментов и расходных материалов, проводить санитарно-гигиеническую, бактерицидную обработку рабочего места проводить диагностику состояния кожи головы и волос, выявлять потребности клиента; выполнять различные элементы причесок: волна, букли, валик, локон, кок, пробор, косы, хвост, жгут, узел, каракулевый жгут; владеть техниками плетения афрокосичек, французских косичек; применять украшения и аксессуары для волос; использовать оборудование, приспособления, инструменты в соответствии с правилами эксплуатации и техниками выполнения причесок; обсуждать с клиентом качество выполненной услуги; производить расчет стоимости оказанной услуги; иметь практический опыт в: организации подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов; визуальном осмотре, оценке состояния поверхности кожи и волос клиента, определении типа и структуры волос; определении и подборе прически по согласованию с клиентом; подборе профессиональных инструментов, препаратов и приспособлений для выполнения прически; выполнении причесок с моделирующими элементами; плетении косичек; расчете стоимости оказанной услуги; консультировании клиента по поддержанию прически в домашних условиях. |
Оформление усов, бороды, бакенбард |
знать: психологию общения и профессиональную этика парикмахера; правила, современные формы и методы обслуживания потребителя; устройство, правила эксплуатации и хранения применяемого оборудования, инструментов; нормы расхода препаратов и материалов при оформлении усов, бороды, бакенбард; анатомические особенности лица; структуру, состав и физические свойства, типы, виды и формы волос; состав и свойства профессиональных препаратов для бритья и формирования формы усов, бороды, бакенбард; технологию выполнения стрижки усов, бороды, бакенбард; технику выполнения завивки, оттяжки и бритья усов, бороды, бакенбард; нормы времени на выполнение услуг по оформлению усов, бороды, бакенбард; правила оказания первой помощи; санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций, оказывающих парикмахерские услуги; уметь: организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены, требования безопасности; проводить дезинфекцию и стерилизацию инструментов и расходных материалов, проводить санитарно-гигиеническую, бактерицидную обработку рабочего места; проводить диагностику состояния кожи лица, выявлять потребности клиента; соблюдать техники выполнения окантовки и стрижки усов, бороды, бакенбард; соблюдать техники выполнения завивки, оттяжки и бритья усов, бороды, бакенбард; использовать оборудование, приспособления, инструменты в соответствии с правилами эксплуатации и техниками окантовки и стрижки усов, бороды, бакенбард; обсуждать с клиентом качество выполненной услуги; производить расчет стоимости оказанной услуги; иметь практический опыт в: организации подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов; визуальном осмотре, оценке состояния поверхности кожи и волосяного покрова клиента; определении и подборе по согласованию с клиентом способа выполнения парикмахерской услуги; подборе профессиональных инструментов, препаратов и приспособлений для стрижки, или оформления усов, бороды, бакенбард; окантовке и стрижке усов, бороды, бакенбард; завивке, оттяжке и бритье усов, бороды, бакенбард; расчете стоимости оказанной услуги; консультировании клиента по подбору профессиональных средств для ухода за усами, бородой, бакенбардами в домашних условиях. |
-------------------------------------------
*(1) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
*(2) См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.