Минэкономразвития России в соответствии с разделом VI Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии "Об утверждении Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)" (далее соответственно - проект акта, ветеринарные требования), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 38 - 42 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта в срок с 11 ноября 2016 г. по 8 декабря 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта 02/10/11-16/00058815).
Предложения и замечания к проекту акта сведены в сводку предложений по итогам публичного обсуждения текста проекта акта. Также в рамках подготовки настоящего заключения были получены замечания от субъектов предпринимательской деятельности.
Проектом акта предлагаются Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Предлагаемые разработчиком ветеринарные требования должны быть обязательными для исполнения юридическими лицами любой организационно-правовой формы, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с выращиванием (разведением и содержанием животных), изготовлением (производством), переработкой, транспортировкой и (или) хранением товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и которые включены в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, перемещаемых с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза (далее - Союз) на территорию другого государства-члена Союза.
При осуществлении мероприятий по ветеринарному контролю (надзору), в том числе совместных проверок (инспекций) на объектах, предназначенных для осуществления указанных видов деятельности, будет осуществляться их оценка на соответствие проектируемым ветеринарным требованиям, иным актам, составляющим право Союза, а также требованиям законодательства государства - члена Союза, на территории которого располагаются данные объекты, без предъявления каких либо дополнительных требований.
В проекте акта разработчик к объектам, подлежащим ветеринарному контролю, относит объекты (предприятия), в состав которых могут входить земельные участки, здания, строения, сооружения, места складирования (хранения), оборудование и транспортные средства, непосредственно задействованные в изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и (или) хранении товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
Исходя из замечаний участников публичного обсуждения проекта акта, можно сделать вывод о наличии риска неоднозначного толкования понятий, используемых в проекте акта, и устанавливаемых требований. Также ряд проектируемых ветеринарных требований не имеет должного обоснования и носит избыточный характер, а в отдельных случаях проектируемые требования не могут быть исполнены юридическими лицами любой организационно-правовой формы, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с выращиванием (разведением и содержанием животных), за исключением перерабатывающих предприятий большой мощности, функционирующих в крупных промышленных центрах.
1. Пункт 8 проекта акта содержит требование об обязательном обеспечении питьевой водой, электричеством и удобными подъездными путями. При этом данное требование не содержит исключения для животноводческих предприятий, которые должны быть обеспечены не питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, устанавливаемым для человека, а водой, пригодной для поения животных. Также данное требование не исключается в отношении объектов животноводства, на которых осуществляется беспривязное содержание животных на открытой территории, объектов животноводства фермерских и личных подсобных хозяйств, расположенных в отдалении от транспортных магистралей и линий электропередачи. Считаем необходимым определить конкретные требования к воде для поения животных в условиях их содержания в хозяйствах различной организационно-правовой формы и географического расположения.
Также считаем избыточным требование о ремонте оборудования "в случае необходимости". Полагаем достаточным требование о технически исправном состоянии оборудования и помещений объектов, подлежащих ветеринарному контролю.
2. Проектируемое требование пункта 8 проекта акта о контроле качества воды на объектах аккредитованными в соответствии с национальным законодательством лабораториями не относится к предмету ветеринарного законодательства и подлежит исключению из проекта акта.
3. Избыточным является проектируемое ветеринарное требование об уклоне территории для отвода атмосферных, талых и смывных вод (пункт 9 проекта акта). При этом пункт содержит требование об исправном состоянии ливневых стоков и возможность "иметь иную систему отвода атмосферных, талых и смывных вод, исключающую риск загрязнения продукции". Полагаем достаточным требование о наличии любой подобной системы, исключающей риск загрязнения продукции.
4. Пункт 10 проекта акта содержит требование о том, что "дороги внутри объекта, проезды и технологические площадки должны иметь твердые покрытия, легко поддающиеся мойке и дезинфекции". При этом в проекте акта отсутствуют критерии "твердости покрытия" с учетом географического расположения объекта, а также применяется сравнительное понятие "легко поддается мойке и дезинфекции". Подобное требование носит неконкретный характер и имеет риск неоднозначного толкования. Обращаем внимание разработчика на использование данного неконкретного требования в пунктах 23, 24, 34 проекта акта.
Также обращаем внимание разработчика на использование в проекте акта иных неконкретных сравнительных требований, например "тщательно", "удобно", "неблагоприятный".
5. Неконкретное, имеющее неоднозначное толкование требование содержит пункт 14 проекта акта: "На территории объекта не допускается размещение не относящихся к нему зданий (сооружений)". При этом отсутствует уточнение, какие здания не могут относиться к объекту, подлежащему ветеринарному контролю.
6. Невозможным для исполнения полагаем требование, содержащееся в пункте 17 проекта акта: "Производственные здания и помещения объекта должны быть сконструированы и оборудованы таким образом, чтобы исключить возможность проникновения в них грызунов, птиц и насекомых". Данное требование невыполнимо для любого помещения, имеющего естественную вентиляцию, например, для животноводческих ферм, навесных складов, иных производственных сооружений. Полагаем, пользователь должен минимизировать риск проникновения грызунов, птиц и насекомых на объекты любыми разрешенными способами: за счет дезинсекции, дератизации, механическими, ультразвуковыми и иными способами отпугивания и уничтожения указанных объектов, но "исключить проникновение" не представляется возможным.
7. Избыточным является требование о механической уборке помещений объектов, содержащееся в пункте 22 проекта акта, так как данное требование не относится к ветеринарному и не влияет на эпизоотическую защищенность объекта.
8. Пункт 28 проекта акта, содержащий требования о системе сбора производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод предприятия, не является предметом регулирования ветеринарных требований, а относится к градостроительному законодательству.
9. Пункт 63 проекта акта требует уточнения сроков продолжительности периодов выращивания телят.
Риск неоднозначного толкования понятий и неконкретно изложенных требований влечет за собой риск необоснованного наложения взысканий при осуществлении мероприятий по ветеринарному контролю (надзору) и негативно сказывается на развитии животноводческих отраслей и обращении продукции животноводства.
Обращаем внимание разработчика, что пункты 21, 23, 29, 34, 38, 41, 50, 52, 83 - 85, 170, разделы VI - IX содержат требования в части устройства территории и конструкции зданий и помещений для содержания животных, которые не могут быть отнесены к обязательным ветеринарным требованиям и должны быть исключены из проекта акта.
Участники публичного обсуждения проекта акта указывают на то, что современные технологии выращивания, содержания или откорма животных могут предполагать иные условия, отличающиеся от проектируемых и при этом позволяющие соблюдать на территории предприятия все требования ветеринарной безопасности.
В соответствии с изложенным считаем целесообразным исключить из проекта акта пункты, содержащие избыточные либо ограничивающие право хозяйствующего субъекта требования на самостоятельный выбор технологии и производственного оборудования.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводке предложений по итогам публичного обсуждения текста проекта акта, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
|
С.В. Шипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.