Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования регулирования отношений в сфере электроэнергетики"
(подготовлен Минэнерго России 31.05.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования регулирования отношений в сфере электроэнергетики" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 10 Плана законопроектной деятельности Минэнерго России на 2017 год, утвержденного приказом Минэнерго России от 01.02.2017 N 63.
Законопроект разработан в целях уточнения понятийного аппарата Федерального закона "Об электроэнергетике", совершенствования порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, исключения (изменения) по итогам проведенного мониторинга правоприменения отдельных положений Федерального закона "Об электроэнергетике", утративших актуальность.
Понятийный аппарат ФЗ "Об электроэнергетике" актуализирован с учетом структуры отрасли и сложившихся в ней правил взаимодействия, в том числе установленных иными нормативными правовыми актами. В целях применения на уровне закона единообразной терминологии, в том числе с учетом практики ее использования в иных нормативных правовых актах и нормативно-технических документах по тексту закона пересмотрены устаревшие, неиспользуемые или используемые в иных значениях в указанных документах понятия.
В частности, уточнены определения понятий "оперативно-технологическое управление", "оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике", "установленная генерирующая мощность", "рабочая генерирующая мощность"; исключено не предусмотренное действующим порядком введения ограничений режима потребления устаревшее понятие "веерное отключение", а также неиспользуемое понятие "максимально доступная генерирующая мощность"; наряду с параллельной работой российской электроэнергетической системы и энергосистем иностранных государств, предусмотрена возможность их совместной (несинхронной) работы.
Отдельные требования ФЗ "Об электроэнергетике", имеющие избыточный характер, исключены или доработаны с учетом сложившейся практики регулирования отрасли.
Так, например, требование о заключении договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению до заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 16) исключено, как безосновательно усложняющее порядок заключения договора с сетевыми организациями для субъектов электроэнергетики и потребителей, не являющихся плательщиками за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению.
Также исключены не применяемые на практике нормы об участии уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соглашениях о взаимодействии, заключаемых системным оператором с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ЕНЭС) и организациями коммерческой инфраструктуры (пп. 4, 5 ст. 34 ФЗ "Об электроэнергетике").
Положение п. 1 ст. 32 ФЗ "Об электроэнергетике", предусматривающее осуществление системным оператором контроля за реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, исключено как противоречащее статье 21 ФЗ "Об электроэнергетике" и принятым в соответствии с ней Правилам осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. Предусмотрено, что контроль выполнения инвестиционных программ осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Скорректирована редакция п. 8 ст. 38 ФЗ "Об электроэнергетике", устанавливающая основания для применения графиков аварийного ограничения режима потребления и использования противоаварийной автоматики. Носящее неопределенный характер указание на "общесистемную аварию" конкретизировано указанием на "выход параметров электроэнергетического режима за допустимые пределы", что в полной мере соответствует действующим Правилам оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Полномочия Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти уточнены и дополнены в соответствии со сложившимся порядком их выполнения, в том числе предусмотренным иными статьями закона и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами.
В частности, полномочия Правительства РФ по установлению порядка технологического присоединения, предусмотренные п. 1 ст. 21 закона, приведены в соответствие со ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике" и действующими правилами технологического присоединения.
Редакции п. 1 ст. 10 и абзаца пятого п. 1 ст. 21 ФЗ "Об электроэнергетике", предусматривающие возможность разработки отдельных схем и программ развития ЕНЭС на долгосрочный период, приведены в соответствие со ст. 14 того же закона и многолетней практикой планирования перспективного развития отрасли. Предусмотрено, что развитие ЕНЭС осуществляется в соответствии со схемой и программой развития Единой энергетической системы России.
Положения статей 5, 11, 13, 15, 38 ФЗ "Об электроэнергетике" о применении технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и качеству электрической энергии, приведены в соответствие с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", исключившим соответствующие требования из сферы действия системы технического регулирования.
Одновременно с этим, законопроектом предусмотрено уточнение вышеуказанных и ряда иных положений ФЗ "Об электроэнергетике" в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.06.2016 N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики".
Указанным федеральным законом впервые на законодательном уровне определено понятие "надежность электроэнергетической системы", установлена обязанность субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии соблюдать требования нормативных правовых актов РФ в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования. При этом данные положения не получили отражения в иных статьях ФЗ "Об электроэнергетике", устанавливающих функции, права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей.
В целях гармонизации положений различных статей закона между собой, обеспечения выполнения нормативных требований к обеспечению надежности и безопасности в электроэнергетике ряд статей ФЗ "Об электроэнергетике" предлагается дополнить указанием на необходимость соблюдения утверждаемых Правительством РФ правил технологического функционирования электроэнергетических систем и обязательных требований к надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей, установленных нормативными правовыми актами.
Кроме того, законопроектом предлагается на законодательном уровне закрепить основные принципы распределения функций, обязанностей и ответственности между субъектами оперативно-диспетчерского управления, иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии за обеспечение надежности энергосистемы и качества электрической энергии. В настоящее время такого рода положения в ФЗ "Об электроэнергетике", а также прямое указание на полномочия Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти устанавливать требования к качеству электрической энергии отсутствуют, что не позволяет обеспечить их комплексную регламентацию на уровне подзаконных актов.
Статья 16 ФЗ "Об электроэнергетике", регламентирующая вопросы оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и их оплаты, дополнена нормой об установлении законной неустойки за просрочку оплаты данных услуг. Указанные положения в полной мере корреспондируют иным предусмотренным законом требованиям, направленным на повышение платежной дисциплины в области электроэнергетики, введенным ранее Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет возникновение расходов у субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, и не потребует расходования средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.