Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного питьевого водоснабжения"
(подготовлен Роспотребнадзором 31.05.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 N ДК-П9-555 в целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Соответствующие предложения о необходимости внесения изменений в действующее законодательство сформированы на основании анализа результатов мероприятий по контролю систем водоснабжения и водоотведения в 2015-2016 гг, в рамках которых проверено более 33 тысяч объектов водоснабжения и более 3 тысяч объектов водоотведения. В ходе контрольно-надзорных мероприятий были выявлены нарушения санитарного законодательства на 63% обследованных объектов водоснабжения и 59% объектов водоотведения.
Законопроект подготовлен в связи со значительным количеством выявленных в ходе реализованных эпидемиологических расследований нарушений санитарного законодательства, послуживших причиной значительного ухудшения качества питьевой воды, подаваемой населению, в части несоблюдения технологий на всех этапах очистки и обеззараживания воды на очистных сооружениях, отсутствия утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых в целях питьевого водоснабжения, невыполнения защитных и охранных мероприятий в водозаборах, существенного ухудшения в результате паводковых явлений воды источников питьевого водоснабжения.
Анализ многолетней практики применения мер административного воздействия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих деятельность по водоснабжению и водоотведению, нарушающих законодательство Российской Федерации в части несоблюдения существующих ограничений по использованию зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, показал их неэффективность.
В целях предотвращения случаев заболеваний, связанных с питьевой водой ненадлежащего качества, в том числе в результате невыполнения обязательных мероприятий по защите водоисточников от загрязнения, а также неудовлетворительного технического состояния объектов централизованных систем водоснабжения подготовлен законопроект, предусматривающий усиление административной ответственности для должностных лиц и юридических лиц, нарушающих режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Кроме того, законопроектом предусмотрена дифференциация административной ответственности в зависимости от пояса зоны санитарной охраны, на территории которого выявлено нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности, что обусловлено установленными ограничениями (мероприятиями для различных поясов зоны санитарной охраны).
Так, в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2002 г., регистрационный N 3399), зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
На основании изложенного законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 8.42 КоАП РФ в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе использования второго и(или) третьего пояса зоны санитарной охраны (часть 2 статьи 8.42 КоАП РФ), а также использования первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (дополнительная часть 3 статью 8.42 КоАП РФ).
Также законопроект предусматривает уточнение полномочий федеральных органов исполнительной по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статье 8.42 КоАП РФ, исходя из принципа, установленного часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В этой связи, предлагается сохранить за органами, осуществляющими государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (статья 23.23 КоАП РФ) и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статья 23.27 КоАП РФ) право на рассмотрение дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, а правом по рассмотрению дел об административных правонарушениях по части 2 и 3 статьи 8.42 КоАП РФ наделить органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При этом, учтено, что проектируемые части 2 и 3 статьи 8.42 КоАП РФ устанавливают ответственность за нарушения, связанные с использованием зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных исключительно санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476, правом проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, наделены должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" не потребует дополнительных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.