Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 09.06.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях законодательного разрешения противоречий, возникающих в ходе реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) органами государственной власти федерального и регионального уровней. Положения проекта федерального закона направлены на повышение качества и эффективности оказания бесплатной юридической помощи гражданам.
Статьей 1 проекта федерального закона предусматривается внесение изменений (дополнений) в отдельные положения Федерального закона.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона предусмотрено, что федеральными законами могут быть установлены случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве. Проектом федерального закона предлагается скорректировать данную норму, предусмотрев возможность устанавливать случаи оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая широкую социальную значимость Федерального закона, проектом федерального закона предлагается исключить из статьи 7 положения о возможности оказания бесплатной юридической помощи иными субъектами в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами, с целью применения единообразной, федеральной практики закрепления указанных лиц. Частью 2 статьи 15 Федерального закона установлено, что адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи. Проектом федерального закона предлагается исключение формулировки "другие субъекты", в целях недопущения в государственную систему бесплатной юридической помощи недобросовестных лиц.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона, к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минюста России) относится проведение мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения и подготовка на основании данных мониторинга доклада о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Реализация указанных полномочий затрудняется в связи с отсутствием предоставления государственными органами и иными участниками государственной и негосударственных систем бесплатной юридической помощи необходимой для мониторинга информации, что отражается на объективности данных мониторинга. В связи с этим проект федерального закона содержит положения об обязательности предоставления информации, запрошенной Минюстом России и его территориальными органами для выполнения данных полномочий. Статьей 11 проекта федерального закона дополнительно предусмотрено законодательное расширение круга участников государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется методическое обеспечение деятельности, а также проведение мониторинга деятельности.
В целях повышения качества, получаемой в ходе проведения мониторинга деятельности субъектов, указанных в пункте 5 статьи 11 Федерального закона,по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения информации, проектом федерального закона предлагается дополнить статью 11 Федерального закона пунктом 51, с целью расширения полномочий уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в части утверждения формы, определения порядка и сроков предоставляемой информации. В этой связи, проектом федерального закона предлагается дополнить статью 16 Федерального закона частью 3. Целью указанного дополнения является закрепление обязанности предоставления информации об оказании гражданам бесплатной юридической помощи в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для проведения мониторинга деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам и правовому просвещению населения.
В целях конкретизации полномочий нотариусов, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, статью 19 Федерального закона проектом федерального закона предлагается изложить в новой редакции.
Оказание бесплатной юридической помощи в негосударственной системе бесплатной юридической помощи осуществляется юридическими клиниками образовательных учреждений высшего профессионального образования и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи. Статьей 25 Федерального закона предусмотрен учет негосударственных центров бесплатной юридической помощи (список негосударственных центров бесплатной юридической помощи ведет Минюст России; учет таких центров ведется в уведомительном порядке). В тоже время в отношении юридических клиник в Федеральном законе отсутствуют нормы об учете их создания, деятельности, прекращения деятельности. В настоящее время ни в одном федеральном органе исполнительной власти нет объективной информации о количестве действующих юридических клиник. В связи с этим предлагаются соответствующие изменения (дополнения) Федерального закона, направленные на установление учета юридических клиник как участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи по аналогии с негосударственными центрами.
В рамках реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2011 N Пр-1168, проектом федерального закона предлагается дополнить статью 28 Федерального закона частью 21, устанавливающей разработку и реализацию федеральных и региональных программ правового просвещения населения.
Принятие предлагаемых изменений будет способствовать повышению эффективности реализации государственных гарантий прав граждан на получение бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 48 Конституции Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не потребует выделения дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.