Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минприроды России "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке проект акта подготовлен в соответствии с планом-графиком подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 218-Ф3 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопониным от 19 сентября 2016 г. N 6962п-П9.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются лесопользователи (90 тыс. ед.).
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 16 сентября 2016 года по 1 октября 2016 года, а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 28 декабря 2016 года по 31 января 2017 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/08/12-16/00060758).
В ходе публичного обсуждения поступили предложения и замечания от граждан Н.В. Кызылбаевой, Э.Л. Симонянц, М. Стрелковой, С.В. Костина, М.Н. Зубовой, В.П. Лагаевой и Российского союза промышленников и предпринимателей. Указанные замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения о причинах их учета или отклонения. Вместе с тем по отдельным позициям сводки предложения комментарий разработчика некорректен.
В частности, указание на постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2013 г. по делу N А40-88986/12-135-873 в целях подтверждения позиции о начислении арендной платы с даты подписания договора аренды не соответствует материалам дела, согласно которым договор аренды в рассматриваемом деле подлежал государственной регистрации. При этом замечание гр. Э.Л. Симонянц касалось платы за аренду лесного участка в случае ее начисления с момента подписания договора, а не его государственной регистрации.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при его доработке.
1. Проектом акта, разработанным во исполнение требований части 7 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), предлагается утвердить 16 видов типовых договоров для каждого вида использования лесов.
В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка" (далее - Постановление), принятое во исполнение утратившей силу редакции части 11 статьи 74 ЛК РФ. Согласно пункту 2 Постановления утвержденный типовой договор аренды лесного участка применяется для всех видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ.
Согласно части 11 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) (утратила силу 1 марта 2017 г.) типовые договоры аренды лесных участков утверждаются Правительством Российской Федерации для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ.
Таким образом, Постановление не соответствует положениям части 11 статьи 74 ЛК РФ, поскольку утверждает один типовой договор аренды лесных участков для всех видов использования лесов.
Ранее в заключении об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Минэкономразвития России указывало на проблему несоответствия Постановления части 11 статьи 74 ЛК РФ (письмо Минэкономразвития России от 29 мая 2015 г. N 14032-ОФ/Д26и). Разногласия по указанному замечанию были зафиксированы в пункте 4 таблицы разногласий протокола согласительного совещания от 4 июня 2015 г.
При этом согласно позиции разработчика, высказанной на согласительном совещании, "в случае принятия для каждого вида использования лесов типового договора аренды лесных участков при организации многоцелевого использования лесов потребуется заключение отдельных договоров для каждого вида использования лесов, разработка проектов освоения лесов, подача лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, охране, защите, воспроизводству. Указанные требования приведут к дополнительным затратам субъектов предпринимательской деятельности".
Вступившие 1 марта 2017 г. изменения части 11 статьи 74 ЛК РФ вновь предусматривают утверждение типовых договоров аренды лесных участков для каждого вида использования лесов. Однако позиция разработчика, высказанная ранее, заключается в том, что такое требование приведет к дополнительным затратам субъектов предпринимательской деятельности.
Считаем необходимым разработчику рассмотреть вопрос о внесении изменений в часть 11 статьи 74 ЛК РФ в части исключения необходимости утверждения типовых договоров аренды лесных участков для каждого вида использования лесов.
2. Проектом акта предусматриваются формы типового договора аренды лесного участка для заготовки древесины (далее - приложение N 1), типового договора аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (далее - приложение N 12), типового договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - приложение N 14).
Согласно пункту 2.3 приложения N 1 при заключении договора аренды на срок менее 1 года начисление арендной платы осуществляется со дня подписания договора. При этом в соответствии с пунктом 3.2 приложения N 1 арендодатель обязан передать лесной участок арендатору по акту приема-передачи лесного участка в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора. Аналогичные положения содержатся в приложениях N 12 и 14.
Вместе с тем в соответствии с Докладом о состоянии и использовании лесов в Российской Федерации за 2015 год (далее - Доклад) по состоянию на 1 января 2016 г. действовало около 74,8 тыс. договоров аренды лесных участков. На все договоры составлены акты приема-передачи лесных участков. На 82 % договоров аренды разработаны проекты освоения лесов.
Общая площадь арендованных лесных участков составила 237,7 млн га, доля площади арендованных участков в общей площади земель лесного фонда (без учета резервных лесов) - 20,7 %. Основными видами использования лесов является заготовка древесины, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и ведение сельского хозяйства (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика площади арендованных лесных участков по основным видам использования лесов
В 2015 году в целом по Российской Федерации доход от использования лесов составил почти 24,3 млрд руб. (без учета денежных взысканий и сумм возмещения ущерба). Платежи по договорам аренды лесного участка составили 22 млрд. руб. (90,6 % всех платежей за использование лесов). С учетом числа договоров аренды лесных участков (74,8 тыс.) средняя стоимость одного дня аренды лесного участка составляет 805 руб. Следовательно, переплата за 5 дней аренды лесного участка может составить более 4 тыс. рублей.
С учетом изложенного считаем необходимым производить начисление арендной платы со дня передачи лесного участка по акту приема-передачи в целях исключения внесения платы за 5 дней, в которые фактически арендатор не имеет возможности пользоваться лесным участком. Указанные изменения должны быть внесены в соответствующие положения приложений N 1, 12 и 14.
3. Согласно подпункту "м" пункта 4.2 приложений N 1, N 12, N 14 арендатор уплачивает неустойку арендатору за уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков в десятикратном размере их стоимости. Указанный размер неустойки представляется необоснованно завышенным.
Так, стоимость лесных знаков и аншлагов на самоклеющейся пленке колеблется от 230 рублей до 2 тыс. рублей, на сотовом поликарбонате (6 мм) и из оцинкованной стали (0,7 мм) - от 630 рублей до 10 тыс. рублей, из оцинкованной стали (0,8 мм) с отбортовкой, креплениями и метизами - от 1150 рублей до 10 тыс. рублей*(1). Таким образом, размер неустойки за уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, установленный в десятикратном размере, может достигать до 100 тыс. рублей.
Позиция разработчика о том, что стороны сами смогут определить размер неустойки при заключении договора и, тем самым, определить неустойку ниже, чем это установлено в проекте акта, не подтверждается. Следует предположить, что стороны будут заключать договоры аренды лесных участков на тех условиях, которые будут установлены проектом акта, в целях минимизации числа споров о правомерности того или иного размера неустойки. В связи с изложенным считаем необходимым разработчику рассмотреть вопрос об обосновании предложенного размера неустойки и о его снижении.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) http://www.znak86.ru/les_znak_prise.html
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.