Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 20 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 07.06.2017 г.)
Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) к компетенции субъектов Российской Федерации в рамках системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности отнесены полномочия по ведению торговых реестров.
Основой формирования торгового реестра субъекта Российской Федерации является информация, характеризующая торговую деятельность и осуществляющих ее хозяйствующих субъектов, а также о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В настоящее время органы государственной власти субъектов Российской Федерации испытывают трудности, связанные с ведением торговых реестров, поскольку сбор и внесение вышеуказанных сведений происходит по заявлению хозяйствующих субъектов о внесении сведений в торговый реестр, а также по результатам сбора сведений органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность на территории муниципальных образований. При этом органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 381-ФЗ наделены полномочиями по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Также согласно пункту 4 части 3 статьи 17 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
Кроме того, вышеуказанные полномочия органы местного самоуправления осуществляют на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Именно поэтому практика формирования торговых реестров в субъектах Российской Федерации показала, что торговые реестры формируются в том числе на основании информации, представляемой органами местного самоуправления.
Так, например, в соответствии с пунктом 6 Порядка сбора сведений Министерством потребительского рынка и услуг Московской области для ведения торгового реестра Московской области, утвержденного распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 31.07.2015 N 16РВ-31 "О торговом реестре Московской области" реестр формируется на основании информации, предоставленной органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области в электронном виде ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно пункту 2 приказа Минэкономразвития Республики Адыгея от 01.09.2011 N 342-п "О порядке организации работы по сбору сведений для формирования и ведения торгового реестра Республики Адыгея" органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Адыгея рекомендовано оказывать содействие Министерству экономического развития и торговли Республики Адыгея при формировании торгового реестра Республики Адыгея посредством формирования торговых реестров муниципальных образований в рамках заключенных соглашений о взаимодействии Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея и администраций муниципальных образований при формировании торгового реестра.
Пунктом 2 постановления главы администрации Волгоградской области от 04.02.2011 N 78 "О торговом реестре на территории Волгоградской области" хозяйствующим субъектам, территориальным органам федеральных органов государственной власти, органам местного самоуправления рекомендовано ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в комитет промышленности и торговли Волгоградской области для включения в торговый реестр сведения (в письменном и электронном виде) о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о состоянии торговли на территории муниципальных образований Волгоградской области.
В целях совершенствования работы по формированию торговых реестров субъектов Российской Федерации, повышения эффективности управления в области торговой деятельности и развития системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 20 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) предлагается включить органы местного самоуправления в число субъектов осуществляющих ведение торговых реестров, поскольку в настоящее время указанная работа ими фактически осуществляется.
Кроме того, проект федерального закона направлен на совершенствование системы мониторинга торговой деятельности. Проектом федерального закона предлагается исключить необходимость внесения в торговый реестр сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров).
Результаты работы по внесению в торговые реестры вышеуказанной информации остаются невостребованными, поскольку данные сведения не находят своего практического применения для нужд статистики, а также не применяются при оценке социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в их состав муниципальных образований, оценке развития торговли, в том числе оценке выполнения установленных законодательством Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми объектами, оценке деятельности органов государственной власти, ответственных за развитие торговли в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.
Кроме того, информация о хозяйствующих субъектах, осуществляющих только поставки товаров, не позволяет дать полную объективную оценку состояния оптового звена торговли, поскольку этот вид торговой деятельности осуществляет большинство производителей товаров, сведения о которых не включаются в торговый реестр.
В связи с изложенным, проектом федерального закона предлагается внести соответствующие изменения в статьи 5 и 20 Федерального закона N 381-ФЗ.
Проект федерального закона не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.