Пояснительная записка к проекту Приказа Министра обороны России "О внесении изменений в Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 г. N 5"
(подготовлен Минобороны России 07.06.2017 г.)
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 460) Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), поручено определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечения памяти погибших (умерших) граждан, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Необходимость разработки проекта приказа обусловлена тем, что контрольными органами в работе военных комиссариатов субъектов Российской Федерации (далее - военные комиссариаты) выявлен ряд существенных недостатков, указывающих на нарушение должностными лицами военных комиссариатов действующего законодательства при возмещении расходов на ритуальные услуги, изготовление и установку надгробных памятников умершим защитникам Отечества.
Кроме того, с 2008 г. в Минобороны России изменился порядок финансирования и оплаты расходов на погребение погибших (умерших) защитников Отечества.
В целях предотвращения злоупотреблений со стороны должностных лиц военных комиссариатов, устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, и исключения коррупциогенного фактора в их работе, а также приведения в соответствие приказа Министра обороны Российской Федерации N 5 с действующим в настоящее время в Минобороны России порядком финансирования и оплаты расходов на погребение погибших (умерших) защитников Отечества, подготовлен настоящий проект приказа, предусматривающий совершенствование работы по предоставлению государственных гарантий погребения защитников Отечества в части регламентации порядка возмещения военными комиссариатами расходов на ритуальные услуги, изготовление и установку надгробных памятников.
Основным предметом нормативного регулирования проекта приказа является исключение из круга лиц, взявших на себя обязанности по погребению защитников Отечества, иных лиц, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. В случае если организации берут на себя обязанности по изготовлению и установке надгробных памятников, они напрямую взаимодействуют с военными комиссариатами по вопросам возмещения данных расходов, что является коррупциогенным фактором. Такой порядок провоцирует нарушения при возмещении данных расходов, которые выражаются в подделке документов, являющихся основанием для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников. Подобные нарушения были выявлены в военных комиссариатах (военные комиссариаты Московской области, Иркутской области, Липецкой области, Самарской области, Республики Бурятия).
Проект приказа исключает возможность прямого взаимодействия организаций с военными комиссариатами и позволяет возмещать расходы на изготовление и установку надгробных памятников только родственникам, законным представителям, взявшим на себя обязанности по погребению, по фактическим затратам в пределах норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 460.
Вместе с тем проектом приказа предусматривается, что при погребении лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, оплата ритуальных услуг за счет средств, выделяемых Минобороны России из федерального бюджета, будет осуществляться ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" по субъектам Российской Федерации и военными комиссариатами субъектов Российской Федерации.
Данная норма позволит привести в соответствие приказ Министра обороны Российской Федерации N 5 с действующим в настоящее время в Минобороны России порядком финансирования и оплаты расходов на погребение погибших (умерших) защитников Отечества.
В связи с этим, предлагаемые к внесению изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации N 5 позволят избегать спорных моментов в работе и неоднозначного толкования законодательства по данным вопросам.
В связи с изданием проекта приказа не потребуется внесение изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты.
Реализация проекта приказа дополнительных расходов федерального бюджета не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.