Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного экологического контроля (надзора)"
(подготовлен Минприроды России 14.06.2017 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 10 февраля 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности являются одними из основополагающих принципов охраны окружающей среды, согласно которым должна осуществляться деятельность органов государственной власти.
Несмотря на принимаемые органами государственной власти меры, направленные на охрану и рациональное использование охотничьих ресурсов и сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов, число их незаконной (браконьерской) добычи остается на высоком уровне.
Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный охотничий надзор (далее - охотничий надзор), должностные лица, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - контроль (надзор) в области рыболовства), федеральному государственному лесному надзору (далее - лесной надзор) в ходе осуществления своих должностных обязанностей зачастую сталкиваются с явными признаками правонарушений в области, выходящей за их компетенцию.
Следует отметить недостаточную численность государственных инспекторов для эффективного осуществления охотничьего надзора, лесного надзора и контроля (надзора) в области рыболовства, при которой на 1 государственного инспектора приходится обширная площадь подконтрольной территории.
Вместе с тем, указанные должностные лица, осуществляя контроль (надзор) на одной и той же территории, не имеют полномочий по пресечению нарушений в смежных областях экологического надзора.
В этой связи подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного экологического контроля (надзора)" (далее - проект федерального закона).
Проект федерального закона предусматривает положения, вносящие изменения в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон о животном мире), Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон о рыболовстве), Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охоте), Лесной кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проект федерального закона предлагает статью 43.3 Федерального закона о рыболовстве дополнить частью 1.1, наделяющей должностных лиц, осуществляющих контроль (надзор) в области рыболовства, правом пользоваться также установленными законодательством Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания, законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов правами должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, а также правами государственных охотничьих инспекторов.
Обязательным условием предоставления должностным лицам, осуществляющим контроль (надзор) в области рыболовства, такого права будет являться соответствие их квалификационным требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Необходимость установления указанных квалификационных требований обусловлена тем, что наличие специальных знаний биологии диких животных, в том числе млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и охраняемых международными договорами Российской Федерации, особенностей их анатомии, навыков ориентирования на местности позволяет своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.
Статью 40 Федерального закона об охоте предлагается дополнить частью 3.1, наделяющей государственных охотничьих инспекторов правом пользоваться также установленными законодательством Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания, законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов правами должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, а также правами лиц, осуществляющих контроль (надзор) в области рыболовства и лиц, осуществляющих лесной надзор.
При этом предполагается, что государственные охотничьи инспектора должны соответствовать квалификационным требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Статья 96 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляет систему перекрестных полномочий должностных лиц, осуществляющих лесной надзор, а части допущения осуществления ими охотничьего надзора и контроля (надзора) в области рыболовства при соблюдении аналогичных условий.
Квалификационные требования к указанным лицам также устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, проект федерального закона предусматривает внесение изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части дополнения составов административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения, при выявлении которых соответствующие должностные лица могут составлять протоколы об административных правонарушениях и совершать необходимые процессуальные действия.
Внесение предлагаемых изменений позволит реализовать пункт 3 поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18 сентября 2012 года N Пр-2506 и увеличить не менее чем в 2 раза количество должностных лиц, осуществляющих охотничий надзор, так и должностных лиц, осуществляющих контроль (надзор) в области рыболовства и лесной надзор без увеличения расходов из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации, а также повышению эффективности взаимодействия между должностными лицами, осуществляющими государственный экологический надзор в указанных областях, в рамках системы государственного управления возобновляемыми природными ресурсами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.