Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации"
(подготовлен МЧС России 14.06.2017 г.)
В настоящее время в Российской Федерации проводятся работы по созданию и обеспечению эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система). Вопросы создания Системы определяются следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) "О пожарной безопасности";
Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ (ред. от 17.04.2017 г.) "О связи";
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб" (ред. от 6.10.2011 г.);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 1240-р "О Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований";
постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"" (ред. от 6.04.2015 г.).
При этом отсутствует системообразующий законодательный акт о Системе, что приводит к несогласованности и недостаточной эффективности правового регулирования в данной сфере.
Анализ нормативной правовой базы в сфере создания, эксплуатации и развития Системы показал наличие коллизий и противоречий между этими актами. Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ предусмотрены полномочия по созданию системы-112 только у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2010 г. N 1632 и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 958 предусмотрено возложение на МЧС России полномочий по координации работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы-112 как между федеральными органами исполнительной власти, так и органами власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации новые права и обязанности субъектов, введение мер ответственности могут устанавливаться только федеральным законом. Кроме того, в случаях, когда речь идет об установлении полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, данные вопросы также решаются федеральным законом.
Таким образом, на сегодняшний день законодательство не соответствует современным потребностям по созданию и функционированию Системы.
В целях комплексного регулирования отношений, складывающихся при создании и функционировании Системы в Российской Федерации, наиболее оптимальным представляется разработка проекта федерального закона, регулирующего указанные отношения.
Основной идеей проекта федерального закона "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской федерации" (далее - законопроект) является создание единых условий создания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру на всей территории в Российской Федерации.
Целью законопроекта является снижение размеров ущерба и потерь от происшествий и чрезвычайных ситуаций за счет создания единого комплекса территориально-распределенных автоматизированных информационных систем, а также разграничение полномочий в области создания и функционирования Системы между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в создании и эксплуатации Системы.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления и координации деятельности по созданию, эксплуатации и развитию Системы.
Действие проекта федерального закона распространяется на:
государственные органы и органы местного самоуправления,
государственных заказчиков создания и развития Системы (главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств);
организации, участвующие в создании и эксплуатации Системы.
Законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями:
1) по установлению единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации;
2) по назначению, определению структуры системы, порядку ее создания и функционирования;
3) по определению обязательного перечня экстренных оперативных служб, вызов которых должен быть обеспечен по единому номеру;
4) по установлению обязательных требований к системе и ее компонентам;
5) по определению перечня обязательных к использованию в Системе иностранных языков.
Законопроектом уточнены полномочия федерального органа исполнительной власти уполномоченного Правительством Российской Федерации в области создания и функционирования Системы, федерального органа исполнительной власти в области связи, участников создания Системы.
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник Единой системы газоснабжения обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль функционирования объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения (ст.13 Главы IV), также организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы, а также создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты (ст.33). В развитие положений указанного Федерального закона приказ Ростехнадзора N 542 от 15.11.2013 г. предусматривает обязательства организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения по созданию аварийно-диспетчерских служб.
Поскольку ни одним из ранее принятых нормативных правовых актов не урегулирован вопрос информационного взаимодействия с Системой аварийно-диспетчерских служб газового хозяйства и для уточнения полномочий организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения, в ведении (управлении) которых эти службы находятся, законопроектом предусмотрено участие организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения в финансировании ими материально-технического обеспечения аварийно-диспетчерских служб, находящихся в их ведении (управлении) для обеспечения информационного взаимодействия с Системой.
Законопроект относится к конституционному законодательству, но в известной мере носит комплексный характер, поскольку содержит также ряд норм административного и финансового права.
Законопроект базируется на статье 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой вопросы обеспечения правопорядка, общественной безопасности, обеспечения экологической безопасности, координации вопросов здравоохранения, осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Данный законопроект в соответствии с Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов", относится к разделу "020.000.000 Основы государственного управления" и подразделам "020.010.020 Правительство Российской Федерации", "020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации"; разделу "120.000.000 Информация и информатизация" и подразделу "120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения"; разделу "160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка" и подразделу "160.010.000 Общие положения в сфере обеспечения безопасности государства, общества и личности"; разделу "080.000.000 Финансы" и подразделам "080.050.030 Расходы федерального бюджета", "080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации".
Законопроект повлияет на существующую правовую систему в части отхода от концепции ряда территориально обособленных региональных Систем и закреплении подхода к Системе как единому комплексу территориально-распределенных автоматизированных информационных систем, создаваемых в границах субъектов Российской Федерации, что позволит, в том числе более эффективно использовать ресурсы соседних субъектов Российской Федерации.
Поскольку федеральные законы от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.), от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.), от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ (ред. от 17.04.2017 г.) содержат нормы о создании Системы, внесение изменений в действующее законодательство не требуется. Приведению в соответствие подлежат подзаконные акты (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения федеральных органов исполнительной власти, участвующих в создании Системы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
Финансирование создания Системы осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 223 (ред. от 27 июля 2015 г.), а также в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации. Создание аварийно-диспетчерских служб газового хозяйства предусмотрено действующим законодательством и финансируется организациями - собственниками систем газоснабжения и газораспределения. Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых средств, так как его реализация будет осуществляться в пределах расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.