Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие"
(подготовлен Минобрнауки России 16.06.2017 г.)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), а также в целях реализации пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 18, ст. 2625) приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие.
Министр |
О.Ю. Васильева |
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от "____"__________2017 г. N____
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по специальности 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие (далее - специальность).
1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. При разработке программы подготовки специалистов среднего звена (далее - образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении N 1 к настоящему ФГОС СПО.
1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.5. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 22 Пищевое производство, включая производство напитков и табака; 13 Сельское хозяйство*(1) .
1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации*(2).
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев;
Срок получения образования по образовательной программе, предусматривающей получение в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО квалификации специалиста среднего звена "старший техник-технолог", увеличивается на 1 год.
Срок получения образования по образовательной программе очно-заочной и заочной формах (в очно-заочной форме), вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах (в очно-заочной форме) обучения, по индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с выбранной квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861) и с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662):
Техник-технолог
Старший техник-технолог
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно выбранной квалификации, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
математический и общий естественнонаучный цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы в академических часах |
|
при получении квалификации специалиста среднего звена "техник-технолог" |
при получении квалификации специалиста среднего звена "старший техник-технолог" |
|
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
не менее 468 |
не менее 504 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
не менее 144 |
не менее 180 |
Общепрофессиональный цикл |
не менее 612 |
не менее 648 |
Профессиональный цикл |
не менее 1728 |
не менее 2664 |
Государственная итоговая аттестация |
216 |
216 |
Общий объем образовательной программы: | ||
на базе среднего общего образования |
4464 |
5940 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
5940 |
7416 |
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей N 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, в заочной форме - не менее 10 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура".
Общий объем дисциплины "Физическая культура" не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 2
Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций специалиста среднего звена при формировании образовательной программы
Основные виды деятельности |
Наименование квалификации(й) специалиста среднего звена |
Ведение технологических процессов спиртового и ликероводочного производств. |
Техник-технолог Старший техник-технолог |
Ведение технологических процессов винодельческого производства. |
Техник-технолог Старший техник-технолог |
Ведение технологических процессов пивоваренного и безалкогольного производства. |
Техник-технолог Старший техник-технолог |
Организация работы структурного подразделения. |
Техник-технолог |
Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области бродильных производств и виноделия. |
Старший техник |
Участие в разработке новых видов продукции бродильного производства и виноделия |
Старший техник |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности, указанным в Таблице N 2 настоящего ФГОС СПО:
3.4.1. Ведение технологических процессов спиртового и ликероводочного производств:
ПК 1.1. Проводить подготовительные работы в производстве спирта и ликероводочной продукции.
ПК 1.2. Вести технологический процесс производства этилового спирта из пищевого сырья.
ПК 1.3. Вести технологический процесс производства ликероводочных изделий.
ПК 1.4. Контролировать параметры и качество технологического производства спирта и ликероводочных изделий.
ПК 1.5. Эксплуатировать оборудование для производства спирта и ликероводочных изделий
3.4.2. Ведение технологических процессов винодельческого производства:
ПК 2.1. Проводить подготовительные работы для производства винодельческой продукции.
ПК 2.2. Вести технологический процесс производства виноматериалов.
ПК 2.3. Вести технологические процессы производства готовой продукции виноделия (виноградных, шампанских и плодово-ягодных вин, коньяков, соков, концентратов).
ПК 2.4. Контролировать параметры и качество технологического производства винодельческой продукции.
ПК 2.5. Фасовать и транспортировать готовую продукцию виноделия.
ПК 2.6. Эксплуатировать оборудование для виноделия.
3.4.3. Ведение технологических процессов пивоваренного и безалкогольного производства:
ПК 3.1. Проводить подготовительные работы в производстве пива и безалкогольных напитков.
ПК 3.2. Вести технологический процесс производства пива.
ПК 3.3. Вести технологический процесс производства безалкогольных напитков.
ПК 3.4. Контролировать параметры и качество технологического производства пива и безалкогольных напитков.
ПК 3.5. Эксплуатировать оборудование для производства пива и безалкогольных напитков.
3.4.4 Организация работы структурного подразделения:
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
3.4.5 Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области бродильных производств и виноделия:
ПК 5.1. Планировать основные показатели производства продукции и оказания услуг в области бродильных производств и виноделия.
ПК 5.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.
ПК 5.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 5.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.
ПК 5.5. Изучать рынок и конъюнктуру продукции и услуг в области бродильных производств и виноделия.
ПК 5.6. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов производства продукции и оказания услуг в области профессиональной деятельности.
ПК 5.7. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию
3.4.6Участие в разработке новых видов продукции бродильного производства и виноделия
ПК 6.1. Разрабатывать новые виды продукции.
ПК 6.2. Проводить опытно-экспериментальную работу.
ПК 6.3. Подготавливать нормативные правовые акты и технологическую документацию на новые виды продукции.
ПК 6.4. Контролировать освоение новых объектов техники и технологий.
ПК 6.5. Внедрять прогрессивные технологические процессы бродильных производств и виноделия.
ПК 6.6. Разрабатывать рекомендации по улучшению качества продукции
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
ПриложениеN 1
к ФГОС СПО по специальности 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
13.021 |
Профессиональный стандарт "Винодел", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 505н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2016 г., регистрационный N 43831) |
22.001 |
Профессиональный стандарт "Оператор тепловых/холодильных установок", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1127н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2015 г., регистрационный N 36023) |
Приложение N 2
К ФГОС СПО по специальности 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие
Код по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный N 29322), с изменениями внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1348 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2014 г., регистрационный N 31163), от 28 марта 2014 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2014 г., регистрационный N 31953), от 27 июня 2014 г. N 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный N 33205) |
Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 |
2 |
10160 |
Аппаратчик выращивания дрожжей |
10329 |
Аппаратчик коньячного производства |
10503 |
Аппаратчик перегонки и ректификации спирта |
10889 |
Аппаратчик производства шампанского |
10903 |
Аппаратчик процесса брожения |
11792 |
Дегоржер |
11818 |
Денатураторщик спирта |
15261 |
Обработчик винного сырья |
15263 |
Обработчик виноматериалов и вина |
15299 |
Обработчик коньячных спиртов и коньяков |
15321 |
Обработчик отходов виноделия |
17233 |
Приготовитель шампанского |
ПриложениеN 3
к ФГОС СПО по специальности 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие
Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие
Основной вид деятельности |
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Ведение технологических процессов спиртового и ликероводочного производств. |
знать: -об основных направлениях и перспективах спиртового и ликероводочного производства; -основные виды спиртового и ликероводочногопроизводства; -сущность технологических процессов спиртового и ликероводочного производства; -требования к качеству сырья, материалов и основных видов продукции; -виды и требования к таре для упаковывания продукции и правила ее маркирования; -режимы, сроки хранения и транспортирования различных видов продукции спиртового и ликероводочного производства; -принципы организации, методы и способы контроля производства и качества сырья, материалов, готовой продукции; -правила приемки, методы отбора и подготовки пробы для лабораторного анализа; -назначение, принцип действия, область применения и правила эксплуатации технологического -оборудования и технологических линий спиртового и ликероводочного производства; -требования охраны труда при эксплуатации технологического оборудования; уметь: -вести технологические процессы производства продукции в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; -определять потребность в основных, вспомогательных и упаковочных материалах, таре; -пользоваться действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими выпуск продукции; -проводить мероприятия по предупреждению брака и улучшению качества выпускаемой продукции; -соблюдать правила эксплуатации технологического оборудования и производственных линий; производить расчеты производительности оборудования; -осуществлять контроль за работой и качеством наладки технологического оборудования, принимать участие в его испытаниях после ремонта; иметь практический опыт: -эксплуатации оборудования спиртового и ликероводочного производства; -выполнения основных ручных и механизированных технологических операций спиртового и ликероводочного производства; -оформления документов, удостоверяющих качество готовой продукции; |
Ведение технологических процессов винодельческого производства. |
знать: -об основных направлениях и перспективах винодельческого производства; -основные виды винодельческого производства; -сущность технологических процессов винодельческого производства; -требования к качеству сырья, материалов и основных видов продукции; -виды и требования к таре для упаковывания продукции и правила ее маркирования; -режимы, сроки хранения и транспортирования различных видов продукции винодельческого производства; -принципы организации, методы и способы контроля производства и качества сырья, материалов, готовой продукции; -правила приемки, методы отбора и подготовки пробы для лабораторного анализа; -назначение, принцип действия, область применения и правила эксплуатации технологического оборудования и технологических линий винодельческого производства; -требования охраны труда при эксплуатации технологического оборудования; -правила оформления документации уметь: -вести технологические процессы производства продукции в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; - определять потребность в основных, вспомогательных и упаковочных материалах, таре; -пользоваться действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими выпуск продукции; -проводить мероприятия по предупреждению брака и улучшению качества выпускаемой продукции; -соблюдать правила эксплуатации технологического оборудования и производственных линий; -производить расчеты производительности оборудования; -осуществлять контроль работы и качества наладки технологического оборудования, принимать участие в его испытаниях после ремонта; -определять технологическую степень зрелости винодельческого сырья иметь практический опыт: -эксплуатации оборудования винодельческого производства; -выполнения основных ручных и механизированных технологических операций винодельческого производства; -оформления документов, удостоверяющих качество готовой продукции; |
Ведение технологических процессов пивоваренного и безалкогольного производства. |
знать: -об основных направлениях и перспективах производства пива и безалкогольных напитков; -основные виды производства пива и безалкогольных напитков; -сущность технологических процессов производства пива и безалкогольных напитков; -требования к качеству сырья, материалов и основных видов продукции; -виды и требования к таре для упаковывания продукции и правила ее маркирования; -режимы, сроки хранения и транспортирования различных видов продукции производства пива и безалкогольных напитков; -принципы организации, методы и способы контроля производства и качества сырья, материалов, готовой продукции; -правила приемки, методы отбора и подготовки пробы для лабораторного анализа; -назначение, принцип действия, область применения и правила эксплуатации -технологического оборудования и технологических линий производства пива и безалкогольных напитков; - требования охраны труда при эксплуатации технологического оборудования уметь: - вести технологические процессы производства продукции в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; -определять потребность в основных, вспомогательных и упаковочных материалах, таре; -пользоваться действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими выпуск продукции; -проводить мероприятия по предупреждению брака и улучшению качества выпускаемой продукции; -соблюдать правила эксплуатации технологического оборудования и производственных линий; -производить расчеты производительности оборудования; -осуществлять контроль работы и качества наладки технологического оборудования, принимать участие в его испытаниях после ремонта; иметь практический опыт: -эксплуатации оборудования производства пива и безалкогольных напитков; -выполнения основных ручных и механизированных технологических операций производства пива и безалкогольных напитков; -оформления документов, удостоверяющих качество готовой продукции; |
Организация работы структурного подразделения. |
знать: -методику расчета выхода продукции; -порядок оформления табеля учета рабочего времени; -методику расчета заработной платы; -структуру издержек производства и пути снижения затрат; -методики расчета экономических показателей; -основные приемы организации работы исполнителей; -формы документов, порядок их заполнения; уметь: -рассчитывать выход продукции в ассортименте; -вести табель учета рабочего времени работников; - рассчитывать заработную плату; -рассчитывать экономические показатели структурного подразделения и организации; -организовать работу коллектива исполнителей; -оформлять документы на различные операции с сырьем, -продуктами его переработки и готовой продукцией; иметь практический опыт: -планирования работы структурного подразделения; -оценки эффективности деятельности структурного подразделения организации; -принятия управленческих решений; |
Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области бродильных производств и виноделия. |
знать: -методику расчета выхода продукции; -порядок оформления табеля учета рабочего времени иметь практический опыт: -планирования работы структурного подразделения и организации в целом; -оценки эффективности деятельности структурного подразделения организации; -принятия управленческих решений; - методику расчета заработной платы; -структуру издержек производства и пути снижения затрат; -методики расчета экономических показателей организации; -основные приемы организации работы исполнителей; -формы документов, порядок их заполнения; уметь: -рассчитывать выход продукции в ассортименте; - вести табель учета рабочего времени работников; -рассчитывать заработную плату; -рассчитывать экономические показатели структурного подразделения и организации; -организовать работу коллектива исполнителей; -оформлять документы на различные операции с сырьем, полуфабрикатами и готовой продукцией; иметь практический опыт: -планирования работы структурного подразделения и организации в целом; -оценки эффективности деятельности структурного подразделения организации; -принятия управленческих решений; |
Участие в разработке новых видов продукции бродильного производства и виноделия |
знать: -особенности разработки новой продукции бродильных производств и виноделия процедуры освоения новой техники и технологий на производстве; -действующие нормативные правовые акты по разработке новой продукции бродильных производств и виноделия; -основные экономические показатели опытно-экспериментальной работы; -методы планирования, контроля качества и оценки результатов; -правила учета и отчетности опытно-экспериментальных работ; -способы переработки и утилизации отходов основного производства уметь: -планировать работу по разработке новой продукции бродильных производств и виноделия; -рассчитывать экономическую эффективность разработки новой продукции бродильных производств и виноделия; -вести опытно-экспериментальную работу; иметь практический опыт: -разработки проекта новой продукции; -ведения и оформления документации установленного образца; |
-------------------------------------------
*(1) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
*(2) См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625; N 27,ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.