Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления, продления и приостановления сроков содержания лиц в специальных учреждениях в целях административного выдворения и депортации, а также порядка обжалования соответствующих решений)"
(подготовлен МВД России 23.06.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления и продления сроков содержания лиц в специальных учреждениях в целях административного выдворения за пределы Российской Федерации, а также порядка обжалования соответствующих решений)" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 26 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 2831-р.
Основанием для внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) послужили постановления Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд), вынесенные с января 2014 года по июнь 2015 года, в которых подняты проблемы, ранее обозначенные в постановлении Европейского Суда от 18 апреля 2013 г. по делу "Азимов против Российской Федерации" (Azimov v. Russia), жалоба N 67474/11.
Европейским Судом сформирована правовая позиция, согласно которой содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - специальные учреждения) в целях административного выдворения, должно соответствовать требованиям статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе обоснованности и пропорциональности соответствующей ограничительной меры, обязательного установления судом четкого мотивированного срока ее применения с учетом реальной возможности административного выдворения или депортации и возможности обжалования законности соответствующего судебного постановления.
Анализ действующего законодательства Российской Федерации, а также данные судебной практики и статистические сведения относительно длительного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства в специальных учреждениях показали, что внесение изменений в КоАП непосредственно не связано с решением проблемы невозможности осуществления административного выдворения (или депортации) и требуют дополнительного обоснования.
Вопрос о содержании в специальном учреждении лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности исполнения постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации, стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации 18 апреля 2017 года по делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 КоАП, в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 мая 2017 г. N 14-П вышеназванные статьи КоАП признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в специальном учреждении, при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.
Федеральному законодателю предписано незамедлительно внести в КоАП изменения, направленные на обеспечение эффективного судебного контроля за сроками содержания подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации лиц без гражданства в специальных учреждениях.
В этой связи положения законопроекта доработаны с учетом выводов Конституционного Суда Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 3.10, 27.19, 31.7 и 31.9 КоАП, устанавливающих судебный контроль за сроками содержания подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях, а также порядок обжалования соответствующих процессуальных решений.
Реализация законопроекта не повлечет увеличения штатной численности сотрудников органов внутренних дел (полиции) и не потребует дополнительных материально-технических ресурсов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.