Проект Приказа МЧС России "Об утверждении Порядка организации кадровой работы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Порядка осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы"
(подготовлен МЧС России 20.06.2017 г.)
В соответствии с частью 2 статьи 80 и частью 3 статьи 94 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(1), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации кадровой работы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласно приложению N 1.
2. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, согласно приложению N 2.
Министр |
В.А. Пучков |
Приложение N 1
к приказу МЧС России
от ___________ N____
Порядок
организации кадровой работы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок организации кадровой работы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее соответственно - Порядок, МЧС России) разработан в целях организации кадровой работы в кадровом подразделении центрального аппарата МЧС России, территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях, входящих в ведение МЧС России (далее - организации МЧС России) в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудник), а также порядка взаимодействия кадровых подразделений МЧС России.
2. Кадровая работа в системе МЧС России ведется кадровое подразделение центрального аппарата МЧС России, кадровые подразделения территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России, а также отдельные должностные лица, в обязанности которых входит работа с кадрами и воспитательная работа.
3. Основные задачи кадровой службы МЧС России:
разработка основных направлений единой кадровой политики и обеспечение реализации кадровой политики в федеральной противопожарной службе (в кадровом подразделении центрального аппарата МЧС России);
реализации в системе МЧС России положений законодательных актов Российской Федерации и нормативных правовых актов МЧС России, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба);
реализация решений Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) и должностных лиц, наделенных Министром полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации (далее - уполномоченный руководитель (начальник), а также полномочиями по руководству сотрудниками в системе МЧС России;
организация и осуществление подбора и расстановки кадров в системе МЧС России;
организация проведения аттестации сотрудников;
организация воспитательной работы сотрудников;
организация и ведение учета персональных данных, проведение дактилоскопической регистрации, ведения личных дел и документов учета персональных данных сотрудников;
специальный учет сотрудников;
консультирование сотрудников, по вопросам прохождения службы в федеральной противопожарной службе и урегулирования правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе;
организация ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, регламентирующего правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе.
5. Организационно-методическое руководство деятельностью кадровых подразделений территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России осуществляется кадровым подразделением центрального аппарата МЧС России.
6. Кадровые подразделения территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России, осуществляющие работу с кадрами и воспитательную работу или должностные лица, в обязанности которых входит работа с кадрами и воспитательная работа, наряду с руководителями (начальниками) территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России по вопросам организации работы с кадрами и воспитательной работы подотчетны и подконтрольны вышестоящим им подразделениям и кадровому подразделению центрального аппарата МЧС России.
II. Организация работы по отбору кандидатов на службу в федеральную противопожарную службу
7. Основной целью работы по отбору кандидатов на службу в федеральную противопожарную службу является прием на службу в федеральную противопожарную службу граждан, способных добросовестно и качественно выполнять возложенные на них обязанности при прохождении службы в федеральной противопожарной службе.
8. Организация работы по отбору кандидатов на службу в федеральную противопожарную службу возлагается на руководителей (начальников) территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России, руководителей заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России, в которых предполагается назначение кандидатов на службу в федеральную противопожарную службу (далее - руководитель заинтересованного подразделения), а также на и должностных лиц территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России, в должностные обязанности которых входит работа с кадрами.
9. Работа по отбору кандидатов на службу в федеральную противопожарную службу в систему МЧС России носит плановый характер. Планирование осуществляется с учетом текущей и перспективной потребности в кадрах, в том числе связанной с изменением штатной численности, перемещением (переводом) по службе в федеральной противопожарной службе, направлением на учебу и увольнением сотрудников.
10. Основными направлениями деятельности по отбору кандидатов на службу в федеральную противопожарную службу являются:
информирование населения о порядке приема и условиях прохождения службы в федеральной противопожарной службе в системе МЧС России кадровым подразделением центрального аппарата МЧС России, кадровыми подразделениями территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России по работе с кадрами;
профессионально-ориентационные мероприятия с населением по вопросам прохождения службы в федеральной противопожарной службе в системе МЧС России;
непосредственный поиск кандидатов на службу в федеральную противопожарную службу в системе МЧС России;
первоначальные разъяснительные собеседования (консультации) с кандидатом на службу в федеральную противопожарную службу.
11. Информирование населения о порядке приема кандидата на службу в федеральную противопожарную службу и условиях прохождения службы в федеральной противопожарной службе в системе МЧС России осуществляется под руководством руководителя кадрового подразделения с привлечением заинтересованных структурных подразделений и пресс-служб в системе МЧС России с использованием средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
12. Проведение профессионально ориентированных мероприятий с определенными группами населения по вопросам прохождения службы в федеральной противопожарной службе в системе МЧС России организуется кадровыми подразделениями и руководителями заинтересованных подразделений путем личных встреч, с последующим отчетом руководителя (начальника) кадрового подразделения центрального аппарата МЧС России, территориального органа МЧС России и организации МЧС России.
13. Непосредственный поиск кандидатов на службу в федеральную противопожарную службу проводится руководителями, специалистами кадровых подразделений и руководителями заинтересованных подразделений в системе МЧС России, который включает в себя:
целенаправленную работу по отбору кандидатов в образовательных организациях МЧС России, центрах занятости;
публикацию объявлений открытых вакансий структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России;
направление запросов в образовательные учреждения профессионального образования, в общественные организации, относительно кандидатов для замещения вакантных должностей в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России, территориальных органах МЧС России и организациях МЧС России;
иные мероприятия профессионально ориентированной направленности.
14. Изучение кандидатов для поступления на службу в федеральную противопожарную службу в системе МЧС России осуществляется в два этапа:
предварительное изучение;
изучение кандидатов в процессе медицинского освидетельствования, психофизиологического обследования, а также проведение проверки сведений, представленных кандидатом на службу в федеральную противопожарную службу, в целях выявления ограничений в приеме на службу, проверку по учетам.
15. Предварительное изучение кандидатов для поступления на службу в федеральную противопожарную службу организуется руководителем заинтересованного подразделения и кадровым подразделением территориального органа МЧС России и организации МЧС России.
16. По результатам предварительного изучения кандидата на службу в федеральную противопожарную службу специалист кадрового подразделения территориального органа МЧС России и организации МЧС России вносит данные в соответствующий раздел Заключения о приеме на службу в федеральную противопожарную службу.
17. Кандидат, самостоятельно обратившийся по вопросу приема на службу, направляется для предварительного изучения к руководителю заинтересованного подразделения.
18. Руководитель заинтересованного подразделения лично проводит с кандидатом на службу в федеральную противопожарную службу собеседование, в ходе которого уточняет достоверность полученных в процессе предварительного изучения данных, мотивы поступления на службу в федеральную противопожарную службу, разъясняет характер предстоящей службы в федеральной противопожарной службе.
19. В процессе предварительного изучения кандидата в случае необходимости проводится беседа с супругом (супругой), родителями кандидата с их согласия. Обращается внимание кандидата и его родственников на условия службы в федеральной противопожарной службе в системе МЧС России в целом и в конкретном структурном подразделении. Родственники, наряду с кандидатом, информируются о гарантиях и компенсациях, установленных законодательством Российской Федерации для сотрудников.
В случае принятия по итогам беседы решения о продолжении предварительного изучения кандидата ему предлагается представить в кадровое подразделение территориального органа МЧС России и организации МЧС России перечень документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Кандидатом могут быть представлены письменные рекомендации о возможности его трудоустройства, характеристика с последнего места учебы или работы (службы) и иные характеризующие его документы.
21. Кадровое подразделение территориального органа МЧС России и организации МЧС России, получив указание уполномоченного руководителя (начальника) территориального органа МЧС России и организации МЧС России, имеющего право назначения на должность, о продолжении изучения кандидата на службу, направляет его на медицинское освидетельствование, психофизиологическое обследование, организует проверку сведений, представленных кандидатом, в целях выявления ограничений в приеме на службу, проверку по учетам органов внутренних дел.
22. Медицинское освидетельствование и психофизиологическое обследование кандидата проводится с целью определения его годности по состоянию здоровья к службе в федеральной противопожарной службе и виду деятельности (в конкретной должности, по специальности) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
24. Результаты медицинского освидетельствования и психологического обследования представляются в кадровое подразделение территориального органа МЧС России и организации МЧС России.
25. Заключение по результатам психологического обследования о целесообразности трудоустройства кандидата в предполагаемой должности носит рекомендательный характер.
26. Кандидаты, признанные годными к службе в федеральной противопожарной службе по состоянию здоровья, допускаются к последующим мероприятиям по отбору на службу.
27. Решение о приеме кандидата на службу в федеральную противопожарную службу принимается уполномоченным руководителем (начальником) и скрепляется печатью территориального органа МЧС России и организации МЧС России.
28. Кандидаты, в отношении которых принято решение о приеме на службу в федеральную противопожарную службу, дают письменное обязательство в пятидневный срок сообщать в кадровое подразделение обо всех изменениях в его анкетных данных с предоставлением подтверждающих документов.
29. Если кандидат не может в настоящее время быть назначен на должность или стажером на соответствующую должность по причинам, не препятствующим приему его на службу в федеральную противопожарную службу, то данное обстоятельство не может служить основанием для окончательного отказа в приеме на службу в федеральную противопожарную службу. Его кандидатура может быть рассмотрена впоследствии при наличии вакантных должностей.
Материалы изучения данного кандидата хранятся в кадровом подразделении вместе с материалами проверки по учетам и считаются действительными в течение шести месяцев с момента утверждения их уполномоченным руководителем (начальником).
30. В случае, если кандидат не может быть принят на службу, запись об этом делается в Заключении о приеме на службу в федеральную противопожарную службу специалистом кадрового подразделения территориального органа МЧС России и организации МЧС России, проводившим его изучение. При этом дальнейшее изучение кандидата прекращается, о чем ставится в известность руководитель заинтересованного подразделения.
III. Организация работы по назначению на должности в федеральной противопожарной службе
31. Гражданин Российской Федерации (далее - гражданин), поступающий на службу в федеральную противопожарную службу, а также сотрудник, назначаются на должность приказом уполномоченного руководителя (начальника).
32. При принятии уполномоченным руководителем (начальником), наделенным полномочиями по назначению на должность, решения о назначении кандидата на должность, кадровое подразделение центрального аппарата МЧС России, территориального органа МЧС России и организации МЧС России готовит проект приказа о назначении кандидата на должность и контракт о службе в федеральной противопожарной службе к подписанию. На подготовку этих материалов отводятся не более трех рабочих дней.
33. Контракт о службе в федеральной противопожарной службе (далее - контракт) вступает в силу с момента подписания, но не ранее даты подписания приказа о назначении на должность, если иное не оговорено в приказе о назначении либо контракте.
Приказ о назначении гражданина на должность сотрудника, подписывается при наличии контракта.
34. После подписания приказа о назначении кандидата на должность он должен быть ознакомлен представителем кадрового подразделения с приказом о назначении под роспись, после чего непосредственным руководителем представляется коллективу, в котором ему предстоит проходить службу в федеральной противопожарной службе.
35. Копии приказа о назначении гражданина на должность направляются в финансовое и материально-техническое структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориального органа МЧС России и организации МЧС России.
36. По решению уполномоченного руководителя (начальника) территориально органа МЧС России и организации МЧС России, в целях успешной адаптации его в коллективе и приобретения необходимых для выполнения служебных обязанностей навыков, за ним может быть закреплен наставник из числа наиболее опытных и квалифицированных специалистов.
37. Для лиц, назначаемых на должности руководителей после назначения, составляется План вхождения в должность (приложение к настоящему Порядку).
План вхождения в должность предусматривает изучение нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с выполнением должностных обязанностей по направлению деятельности, задач и функций подразделения, планирования, отчетности, форм и методов решения задач по направлению деятельности. План вхождения в должность утверждается непосредственным руководителем лица, назначенного на должность им же осуществляется контроль за выполнением Плана вхождения в должность.
38. Сотрудник в трехдневный срок после назначения подлежит ознакомлению под роспись с приказами, регламентирующими выполнение им служебных обязанностей, изменение условий службы, порядка и размеров денежного довольствия.
IV. Организация воспитательной работы в системе МЧС России
39. Воспитательная работа - целенаправленная деятельность по формированию у сотрудников, нравственных и иных профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями служебной деятельности.
40. Воспитательная работа в системе МЧС России проводится по следующим основным направлениям: государственно - патриотическое воспитание, профессионально - нравственное воспитание, укрепление дисциплины и правопорядка, информационно-воспитательная работа, культурно-досуговая работа, профилактика правонарушений, в том числе коррупционной направленности.
41. Общее организационно-методическое руководство и координацию воспитательной работы в системе МЧС России осуществляет кадровое подразделение центрального аппарата МЧС России.
42. Организация и проведение воспитательной работы с сотрудниками осуществляется руководителями (заместителями) кадровой службы МЧС России, в случае отсутствия - должностными лица, в должностные обязанности которых входят работа с кадрами и воспитательная работа.
43. В воспитательной работе используются следующие основные методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, стимулирование, критика действий и поступков, наказание.
Эффективность воспитательной работы достигается: скоординированными действиями должностных лиц всех уровней; обеспечением непрерывности и дифференцированным подходом при ее организации с сотрудниками, наличием подготовленных в профессиональном отношении специалистов по воспитательной работе и необходимой материальной базы.
44. Начальники кадровых служб МЧС России:
осуществляют повседневное руководство воспитательной работой, определяют ее основные задачи и направления в конкретный период, сроки реализации, контролируют исполнение запланированных мероприятий;
обеспечивают взаимосвязь планов служебной деятельности и воспитательной работы, единство требований по участию руководящего состава всех уровней в их реализации;
принимают меры по укреплению служебной дисциплины и правопорядка;
анализируют состояние воспитательной работы и принимают меры по ее совершенствованию с использованием разнообразных форм и методов морального и материального стимулирования;
проводят индивидуально-воспитательную работу с подчиненными;
организуют работу по развитию наставничества и осуществляют непосредственный контроль за ее состоянием;
несут личную ответственность за морально-нравственное состояние подчиненных, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и правопорядка.
45. Кадровое подразделение центрального аппарата МЧС России, территориального органа МЧС России и организации МЧС России:
обеспечивает согласованность планирования подготовки (учебного процесса) сотрудников и воспитательной работы;
обеспечивает формирование у сотрудников корпоративной культуры, поддержания традиций, соблюдения морально-этических норм поведения на службе и в быту;
организует мероприятия по соблюдению положений сотрудниками Кодексов чести и этики, планирует и участвует в мероприятиях по защите сотрудников, от негативного информационно-психологического воздействия;
на основе анализа морально-психологического состояния сотрудников, вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации;
организуют воспитательную работу с сотрудниками, по формированию у них верности конституционному, служебному долгу и чувства гордости за принадлежность к системе МЧС России;
организуют общественно-государственную подготовку и информирование сотрудников о гарантиях социальной защиты;
изучают морально-психологическое состояние, социальное положение сотрудников, принимают меры по поддержанию здорового морально-нравственного климата в служебных коллективах, их сплочению, воспитанию у них чувства товарищества;
вырабатывают и реализуют меры по поддержанию необходимого для выполнения служебных задач уровня морально-психологического состояния, психологической устойчивости, состояния законности и служебной дисциплины;
представляют объективную информацию в вышестоящие кадровые подразделения о состоянии законности и служебной дисциплины морально-психологическом состоянии сотрудников;
проводят мероприятия по воспитанию у сотрудников ответственности за соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, приказов руководителей (начальников) территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России, а также взаимного уважения и сознательного подчинения;
изучают, обобщают и распространяют положительный опыт организации наставничества;
осуществляют руководство работой по патриотическому воспитанию сотрудников и членов их семей;
организуют социальную работу с членами семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей;
организуют и проводят мероприятия по повышению мотивации к антикоррупционному поведению;
принимают участие в проведении социальной работы в системе МЧС России;
осуществляют взаимодействие с государственными и общественными организациями, учреждениями культуры и искусства;
организуют и проводят информационно-пропагандистскую работу с сотрудниками в повседневной деятельности;
организуют историческую работу в системе МЧС России, работу по увековечению памяти сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей;
организуют проведение воспитательной работы с курсантами (слушателями) образовательных организаций МЧС России в интересах формирования у них высоких профессиональных и духовно-нравственных качеств;
участвуют в обеспечении техническими средствами воспитания для проведения мероприятий воспитательной работы;
взаимодействуют с представителями федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов по вопросам организации воспитательной работы;
осуществляют использование материально-технической базы, предназначенной для проведения информационно-пропагандистской, социальной, культурно-досуговой работы.
46. Подведение итогов и постановка задач по организации воспитательной работы в территориальных органах МЧС России и организациях МЧС России осуществляется ежеквартально.
47. Доклады о проводимой воспитательной работе представляются в кадровое подразделение центрального аппарата МЧС России территориальными органами МЧС России и организациями МЧС России за год к 20 января. В докладе отражается результаты деятельности по основным направлениям и задачам воспитательной работы (по разделам) с указанием количественных и качественных показателей проведенных мероприятий, выводами и оценкой эффективности воспитательной работы.
V. Планирование мероприятий, учет персональных данных сотрудников
48. Мероприятия структурного подразделения центрального аппарата МЧС России по работе с кадрами отражаются в Комплексном плане основных мероприятий МЧС России на соответствующий год, мероприятия кадровых подразделений территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России отражаются в планах основных мероприятий соответственно.
49. На основании Комплексного плана основных мероприятий МЧС России, а также планов основных мероприятий территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России ежеквартально составляются планы работы кадровых подразделений, утверждаемые уполномоченным руководителем (начальником).
50. Контроль выполнения запланированных мероприятий осуществляется уполномоченным руководителем (начальником) и вышестоящим кадровым подразделением.
51. Кадровыми подразделениями в отношении сотрудников ведутся следующие документы учета персональных данных: личное дело, служебная карточка, справка-объективка и штатно-должностная книга*(2).
52. Кадровые подразделения территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России представляют в кадровое подразделение центрального аппарата МЧС России, а также вышестоящее кадровое подразделение сведения о качественном составе кадров и текстовый отчет о проделанной за год работе по кадровому обеспечению и воспитательной работе. Сведения предоставляются в сроки и по формам в соответствии приказом МЧС России от 07.11.2006 N 636 ДСП "Об утверждении Табеля срочных донесений МЧС России".
53. В целях подготовки управленческих решений по вопросам работы с кадрами и воспитательной работы, а также осуществления контроля за реализацией принятых решений вышестоящее кадровое подразделение вправе запрашивать сведения по вопросам, входящим в компетенцию кадрового подразделения, в оперативном порядке.
Приложение
к Порядку организации кадровой работы в системе Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Рекомендуемый образец
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель организации МЧС России
(Должность, специальное, воинское звание, классный чин)
____________ _______________
(подпись) (Ф.И.О.)
"___" ____________ 20__ г.
ПЛАН ВХОЖДЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ
____________________________________________________________________ __
(Ф.И.О., должность)
Наставник___________________________________________________________ __
(Ф.И.О. наставника, замещаемая должность)
N п/п |
Перечень мероприятий |
Срок выполнения |
Метод выполнения |
Отметка о выполнении |
|
|
|
|
|
Должность,
специальное, воинское
звание, классный чин
непосредственного начальника
(руководителя) назначенного ________________ __________
(подпись) (Ф.И.О.)
"___" ___________ 20__ г.
Ознакомлен
Должность,
специальное звание
назначенного ________________ __________
(подпись) (Ф.И.О.)
"___" ___________ 20__ г.
Приложение N 2
к приказу МЧС России
от ____________N____
Порядок
осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы
1. Настоящий Порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) определяет формы и методы контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), территориальных органах МЧС России, организациях и учреждениях МЧС России (далее - организации МЧС России), а также права, обязанности и полномочия должностных лиц по осуществлению такого контроля.
2. Ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе возлагается на руководителей (начальников) структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России.
3. Организация работы по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе возлагается на кадровую службу МЧС России.
4. Работа по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе включает в себя:
организацию и проведение занятий с сотрудниками федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники) по изучению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных актов МЧС России;
постоянный контроль со стороны руководителей (начальников) структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России за правильностью применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе, предоставления социальных гарантий сотрудникам;
периодические проверки состояния работы по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе;
оказание организационно - методической помощи нижестоящим кадровым подразделениям вышестоящими подразделениями;
постоянный анализ обращений сотрудников по вопросам соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при прохождении службы в федеральной противопожарной службе.
5. Тематика занятий с сотрудниками в системе служебной подготовки утверждается на год и корректируется при необходимости.
6. Постоянный контроль при подготовке материалов, связанных с приемом, переводом или увольнением, рассмотрении результатов аттестации и правильностью применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе и предоставления социальных гарантий сотрудникам возлагается на руководителей (начальников) кадровой службы МЧС России.
7. Периодические проверки состояния работы по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе проводятся по решению:
Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр);
руководителя (начальника) кадровой службы МЧС России - в отношении кадровых подразделений подчиненных им организаций МЧС России или отдельных сотрудников кадровой службы МЧС России.
Проверки состояния работы по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе проводятся, как правило, при проведении проверок служебной деятельности кадровых подразделений.
8. Анализ обращений сотрудников по вопросам соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при прохождении службы в федеральной противопожарной службе и соблюдения социальных гарантий, связанных со службой, проводится в целях оценки работы территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации и разработки предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные со службой в МЧС России.
9. Мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе предусматриваются Комплексным планом основных мероприятий МЧС России и планами основных мероприятий территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России на год и на квартал.
10. Кадровые подразделения организаций МЧС России подотчетны и подконтрольны кадровым подразделениям вышестоящих территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России, а также кадровому подразделению центрального аппарата МЧС России по работе с кадрами.
11. В целях повышения эффективности служебной деятельности подразделений кадровой службы МЧС России, не реже одного раза в пять лет проводятся проверки по организации служебной деятельности подразделений кадровой службы территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России по Примерной методике проведения проверок служебной деятельности кадровых подразделений территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России (приложение к настоящему Порядку).
12. При необходимости, по решению уполномоченного руководителя или руководителя кадрового подразделения территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России, в отношении кадровых подразделений подчиненных им организаций МЧС России могут проводиться внеплановые проверки по отдельным направлениям деятельности.
13. В повседневной деятельности, а также в ходе проведения проверок служебной деятельности кадровых подразделений, вышестоящими кадровыми подразделениями должна оказываться организационно-методическая помощь кадровым подразделениям подчиненным им организациям МЧС России.
14. Организационно-методическое руководство работой кадровой службой по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе регулирующего правоотношения, связанные со службой и соблюдения социальных гарантий сотрудникам осуществляется кадровым подразделением центрального аппарата МЧС России по работе с кадрами.
Приложение
к Порядку осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы
Примерная методика проведения проверок служебной деятельности кадровых подразделений территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России
I. Общие положения
1. Настоящая Примерная методика проведения проверок служебной деятельности кадровых подразделений территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России (далее - Примерная методика) определяет порядок подготовки к проведению проверок служебной деятельности кадровых подразделений территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России, проведения проверок служебной деятельности кадровых подразделений территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России и подведению итогов этих проверок.
2. Проведению проверок служебной деятельности кадровых подразделений территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России должно предшествовать изучение отчетных материалов и статистических данных о составе кадров в проверяемом территориальном органе МЧС России и организации МЧС России, анализ поступивших за последний год обращений сотрудников по вопросам работы с кадрами и соблюдения социальных гарантий, связанных со службой в федеральной противопожарной службе в системе МЧС России.
3. Для организации проведения проверки составляется План проведения проверки служебной деятельности кадровых подразделений территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России.
4. Перед проведением проверки служебной деятельности кадровых подразделений территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России руководителем, принявшим решение о проведении проверки, проводится инструктаж членов комиссии по проверке, а при проведении плановой проверки - руководителем кадрового подразделения, организующего проведение проверки.
5. В ходе проведения проверки служебной деятельности кадрового подразделения в обязательном порядке проводятся:
прием сотрудников по вопросам, связанным с регулированием правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и соблюдения социальных гарантий;
инструктаж с личным составом кадрового подразделения территориального органа МЧС России и организации МЧС России по доведению информации об организации работы, направленной на совершенствование работы с кадрами, разъяснению новых нормативных правовых актов в области работы с кадрами и соблюдению социальных гарантий;
проведении занятий с сотрудниками;
проверка наличия у сотрудников служебных удостоверений, жетонов с личными номерами;
беседа с сотрудниками.
6. Справка о результатах проверки служебной деятельности кадровых подразделений территориального органа МЧС России и организации МЧС России должна содержать:
текстовой материал по вопросам, отраженным в настоящих методических рекомендациях с указанием необходимых нормативных актов МЧС России, проверяемого территориального органа МЧС России и организации МЧС России;
анализ качественного состава кадров за последние 3 года;
анализ эффективности деятельности кадрового подразделения территориального органа МЧС России и организации МЧС России с приведением конкретных качественных и количественных показателей;
рекомендации и предложения по совершенствованию работы с кадрами;
оценку качественного состава специалистов кадрового подразделения территориального органа МЧС России и организации МЧС России и готовность к выполнению поставленных задач;
оценку руководителей кадрового подразделения территориального органа МЧС России и организации МЧС России (возраст, образование, стаж службы в системе, в кадровой службе, прохождение повышения квалификации (переподготовки), характеристика, стиль руководства, способность организовать на необходимом уровне деятельность кадрового подразделения);
оценку деятельности руководителя территориального органа МЧС России и организации МЧС России по направлению деятельности работы с кадрами по пятибалльной шкале.
7. К справке прилагаются:
ведомость оценки служебной деятельности кадрового подразделения территориального органа МЧС России и организации МЧС России (приложение к настоящей Примерной методике);
аналитический материал, отражающий состояние работы с кадрами и воспитательной работы;
план мероприятий по устранению отмеченных недостатков (совершенствованию работы с кадрами) при их выявлении.
8. Со справкой в обязательном порядке должен быть ознакомлен руководитель проверяемого территориального органа МЧС России и организации МЧС России.
9. Справка с прилагаемыми материалами регистрируется в проверяемом территориальном органе МЧС России и организации МЧС России, оригинал справки с прилагаемыми материалами докладывается руководителю, назначившему проведение проверки, после чего копия справки с прилагаемыми материалами направляется в проверяемый территориальный орган МЧС России и организацию МЧС России.
10. Результаты оценки деятельности руководителя территориального органа МЧС России и организации МЧС России в течение 10 дней после окончания проверки направляются в Департамент оперативного управления МЧС России.
11. При проведении проверки служебной деятельности кадрового подразделения территориального органа МЧС России и организации МЧС России по отдельным направлениям служебной деятельности проверка проводится в соответствии с настоящей Примерной методикой.
12. При оценке служебной деятельности количество баллов определяется экспертной оценкой исходя из следующих условий:
- наличие и полнота распорядительных организационных документов и планирования работы по направлению деятельности - 1 балл;
- реализация запланированных мероприятий, контроль за выполнением планов - 1 балл;
- наличие анализа результатов реализации запланированных мероприятий и предложений по совершенствованию работы - 1 балл;
- применение современных кадровых технологий, организация и проведение дополнительных мероприятий с учетом региональных особенностей организации работы с кадрами и воспитательной работы - 1 балл и более.
I. Вопросы, рассматриваемые при проведении проверки служебной деятельности подразделения кадровой службы организации МЧС России
13. Организаторская деятельность по работе с кадрами:
стиль и методы работы кадрового подразделения территориального органа МЧС России и организации МЧС России, планирование работы. Реализаций решений коллегии МЧС России, приказов и указаний МЧС России по отбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров - до 3 баллов;
качество инспектирования подчиненных органов и подразделений по кадровым вопросам, выездов специалистов кадрового подразделения для оказания практической помощи. Практика заслушивания руководителей подчиненных организаций МЧС России и их кадровых подразделений о состоянии работы - до 3 баллов;
формы взаимодействия кадровых подразделений с отраслевыми службами, общественными организациями, ветеранскими организациями - до 2 баллов;
состояние информационно-аналитической работы. Анализ качественного состава кадров и планирование мероприятий по его улучшению - до 2 баллов;
текущее и перспективное планирование работы с кадрами и действенность контроля за выполнением запланированных мероприятий, отражение вопросов работы с кадрами в планах отраслевых служб - до 2 баллов;
функциональные обязанности руководителей по организации работы с кадрами, функциональные обязанности специалистов кадровых подразделений. Качество выполнения руководством кадровых подразделений своих функциональных обязанностей - до 2 баллов;
планирование, организация и проведение мероприятий по обеспечению законодательства о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - федеральной противопожарной службе) и соблюдения социальных гарантий - до 5 баллов;
знание и выполнение специалистами кадровых подразделений требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам организации работы с кадрами, и полнота их выполнения. Практика применения законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам работы с кадрами, доведение их требований до сотрудников, участие в этой работе руководителей территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России и подчиненных им кадровых подразделений, и отраслевых служб - до 5 баллов;
организация проведения служебной подготовки со специалистами кадровых подразделений - до 3 баллов;
роль коллегий МЧС России, оперативных совещаний в руководстве территориальными органами МЧС России и организациями МЧС России, их влияние на улучшение служебной деятельности кадровыми подразделениями - до 3 баллов;
формы и методы изучения, обобщения и внедрения в практику передового опыта работы с кадрами и воспитательной работы - до 2 баллов.
14. Комплектование и закрепление кадров:
штатная численность сотрудников, её укомплектованность на момент проверки - 1 балл;
источники комплектования, причины наличия некомплекта, меры, принимаемые по ликвидации некомплекта - до 3 баллов;
практика отбора кандидатов на службу в федеральную противопожарную службу, взаимодействие в этой работе с предприятиями, учреждениями, организациями, своевременность первоначальной подготовки молодых сотрудников - до 3 баллов;
качество отбора кандидатов на службу в федеральную противопожарную службу и для поступления в образовательные организации МЧС России. Выполнение разнарядки по комплектованию образовательных организаций МЧС России - до 3 баллов;
меры, принимаемые по укреплению профессионального ядра кадров, закрепление их в ведущих службах. Текучесть кадров и её причины. Мероприятия по сокращению текучести и закреплению кадров. Анализ причин увольнения сотрудников. Создание необходимых социально-бытовых условий. Практика увольнения специалистов, прослуживших менее года - до 5 баллов;
работа с молодыми специалистами и мероприятия по адаптации на службе выпускников образовательных организаций МЧС России. Роль наставников, качество планов индивидуального обучения (вступления в должность), наличие приказов о закреплении наставников и учет их работы - до 3 баллов;
анализ образовательного уровня сотрудников в целом и по отраслевым службам. Степень потребности в повышении профессионального уровня и процент лиц, прошедших повышение квалификации - до 3 баллов;
учет сотрудников, имеющих предельный возраст пребывания на службе в федеральной противопожарной службе. Формирование и реализация планов увольнения со службы - до 2 баллов;
периодичность и эффективность выездов руководителей организации МЧС России, специалистов кадровых подразделения в подчиненные организации МЧС России и подразделения по вопросам совершенствования отбора, расстановки, обучения и воспитания сотрудников - до 3 баллов;
организация взаимодействия с образовательными организациями МЧС России. Изучение молодых специалистов в процессе обучения в образовательных организациях МЧС России - до 2 баллов.
15. Организация работы с руководящими кадрами, кадровым резервом на выдвижение:
количественный и качественный состав кадрового резерва на выдвижение, работа с кадровым резервом в соответствии с приказами и указаниями МЧС России - до 3 баллов;
планирование работы с кадровым резервом на выдвижение, периодичность рассмотрения вопросов работы с кадровым резервом на коллегиях МЧС России, оперативных совещаниях, аттестационных комиссиях - до 3 баллов;
практика обучения и подготовки лиц, зачисленных в кадровый резерв руководящих кадров на выдвижение, привлечение их к выполнению отдельных поручений и (или) временному исполнению обязанностей по предполагаемой к замещению должности - до 2 баллов;
планирование ротации руководящих кадров, и реализация планов ротации - до 2 баллов;
сменяемость и причины перемещений и освобождений от занимаемых должностей руководителей подчиненных подразделений - до 3 баллов.
16. Аттестация сотрудников:
состав аттестационной комиссии. Положение об аттестационной комиссии. План и схема аттестации - до 3 баллов;
подготовка и проведение аттестации личного состава - до 2 баллов;
роль аттестационных комиссий в решении вопросов работы с кадрами, периодичность и качество рассматриваемых вопросов - до 2 баллов;
роль подразделения кадровой службы в проведении аттестации, объективность и полнота выводов по аттестации, своевременность их реализации, имеющиеся упущения и недостатки в этой работе - до 3 баллов.
17. Вопросы кадрового обеспечения прохождения службы в федеральной противопожарной службе и соблюдения социальных гарантий:
знание специалистами подразделения кадровой службы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы прохождения службы в федеральной противопожарной службе в системе МЧС России - до 4 баллов;
соблюдения порядка заключения контрактов о службе в федеральной противопожарной службе - до 4 баллов;
соблюдение порядка оставления сотрудников на службе в федеральной противопожарной службе сверх установленного для них предельного возраста (рапорта, составление персональных списков, оценка состояния здоровья) - до 4 баллов;
оформление документов по увольнению сотрудников со службы в федеральной противопожарной службе - до 4 баллов;
организация работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) и трудового стажа. Работа комиссий по установлению стажа службы (выслуги лет) - до 5 баллов;
организация взаимодействия с пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации. Правильность оформления документов для назначения пенсий - до 3 баллов;
оформление документов и порядок перемещения по должности, в том числе на нижестоящую должность - до 3 баллов;
состав и порядок работы конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей - до 3 баллов;
практика временного отстранения сотрудников от должности и зачисление их в распоряжение территориального органа МЧС России и организации МЧС России - до 2 баллов;
порядок оформления исполнения обязанностей по вакантной должности - до 2 баллов;
составление графиков отпусков и контроль за их реализацией, правильность расчета отпусков. Практика предоставления дополнительных отпусков - до 2 баллов;
контроль за прохождением диспансеризации, периодичных медицинских осмотров - до 2 баллов;
организация встреч руководителей с сотрудниками подчиненных подразделений - до 2 баллов;
организация приема сотрудников по вопросам работы с кадрами - до 2 баллов;
согласование приказов по личному составу о наказании сотрудников с юридической службой - 1 балл;
обобщение и анализ судебной практики, и выводы по ней - 1 балл;
анализ работы с письмами, жалобами и заявлениями - 1 балл.
18. Вопросы присвоения специальных званий и награждения:
соблюдение порядка и сроков присвоения очередных специальных званий - до 4 баллов;
соблюдение порядка присвоения первых специальных званий - до 4 баллов);
качество и полнота оформления представлений к присвоению специальных званий - до 3 баллов;
организация контроля за своевременностью присвоения специальных званий. Необоснованные факты задержек в присвоении специальных званий и меры, принятые к виновным - до 5 баллов;
работа аттестационных комиссий по рассмотрению материалов на присвоение очередных званий досрочно и на ступень выше предусмотренного штатом по замещаемой должности - до 4 баллов;
анализ материалов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами МЧС России. Своевременность реагирования на совершенные подвиги и иные заслуги сотрудников - до 3 баллов.
19. Учет кадров:
порядок оформления, ведения и учета документов персональных данных сотрудников - до 3 баллов;
организация хранения личных дел сотрудников - до 3 баллов;
организация работы по замене (выдаче) жетонов с личными номерами - до 4 баллов;
организация оформления и выдачи служебных удостоверений. Организация учета, хранения и уничтожения удостоверений. Мероприятия, направленные на предупреждение утраты удостоверений, качество проведения служебных проверок по всем случаям утраты удостоверений, принятые меры по результатам служебных проверок - до 5 баллов;
организация обобщения статистических данных о количественном и качественном составе кадров, полнота и достоверность представляемых отчетных материалов - до 3 баллов;
оснащенность средствами вычислительной техники. Наличие и использование локальных информацио6ных сетей в интересах кадровых служб. Разработка (использование) автоматизированных информационных систем кадрового обеспечения - до 3 баллов.
20. Организация воспитательной работы:
организация воспитательной работы и её соответствие складывающейся обстановке - до 5 баллов;
наличие и качество планов реализации решений МЧС России и иных директивных документов по воспитательной работе - до 5 баллов;
перспективное, текущее планирование воспитательной работы, система контроля за выполнением планов - до 3 баллов;
анализ состояния индивидуально-воспитательной работы, наставничества - до 5 баллов;
наличие и внедрение в практику положительного опыта по воспитательной работе - 1 балл;
количество суицидальных поступков, их анализ и профилактика - 1 балл;
формирование у сотрудников корпоративной культуры, поддержания традиций, соблюдения морально-этических норм поведения на службе и в быту - до 3 баллов;
организация воспитательной работы в зонах ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций - до 2 баллов;
эффективность мер по предупреждению нарушений законности, роль руководителей территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России в работе по предупреждению преступлений и нарушений законности среди подчиненных - до 4 баллов;
анализ дисциплинарной практики: количество привлеченных к уголовной ответственности, в том числе осужденных; количество привлеченных к дисциплинарной ответственности (с разбивкой по годам и видам нарушений); количество привлеченных за нарушение законности, за злоупотребление спиртными напитками; количество привлеченных за совершение дорожно-транспортных происшествий; количество уволенных по отрицательным мотивам из числа привлеченных за нарушения -
до 5 баллов;
материальное и моральное поощрение сотрудников - до 3 баллов;
организация государственно-правового ориентирования и государственно-правовой подготовки сотрудников, патриотического воспитания сотрудников, пропаганды службы в федеральной противопожарной службе в системе МЧС России - до 3 баллов;
организация взаимодействия со средствами массовой информации. Работа "телефонов доверия". Мероприятия, посвященные памятным датам и профессиональным праздникам - до 5 баллов;
организация работы с семьями сотрудников - до 3 баллов;
взаимодействие с семьями погибших при исполнении служебного долга - до 3 баллов;
планирование и организация психологического обеспечения служебной деятельности - до 5 баллов;
наличие комнат воспитательной работы, кабинетов психоэмоциональной разгрузки, спортивных залов и восстановительных центров - до 5 баллов;
организация отдыха и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий - до 3 баллов.
21. Социальная и правовая защищенность сотрудников:
обеспеченность сотрудников и членов их семей жильем, домашними телефонами и медицинским обслуживанием, местами в детских дошкольных учреждениях - до 3 баллов;
практика решения вопросов обязательного государственного страхования сотрудников и реализация прав на возмещения ущерба здоровью - до 5 баллов;
практика оказания юридической помощи сотрудникам. Организация правовой защиты сотрудников - до 3 баллов.
Приложение к
Примерной методике проведения проверок служебной деятельности кадровых
подразделений территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России
ВЕДОМОСТЬ
оценки служебной деятельности кадрового подразделения территориального органа МЧС России и организации МЧС России
N п/п |
Наименование раздела |
Количество баллов |
|
1. |
Организаторская деятельность по работе с кадрами |
Удовлетворительно - 10 баллов и более |
|
2. |
Комплектование и закрепление кадров |
Удовлетворительно - 5 баллов и более |
|
3. |
Организация работы с руководящими кадрами, кадровым резервом на выдвижение |
Удовлетворительно - 6 баллов и более |
|
4. |
Аттестация сотрудников |
Удовлетворительно - 5 баллов и более |
|
5. |
Вопросы кадрового обеспечения прохождения службы в федеральной противопожарной службе и соблюдения социальных гарантий |
Удовлетворительно - 24 баллов и более |
|
6. |
Вопросы присвоения специальных званий, и награждения |
Удовлетворительно - 15 баллов и более |
|
7. |
Учет кадров |
Удовлетворительно - 10 баллов и более |
|
8. |
Организация воспитательной работы |
Удовлетворительно - 30 баллов и более |
|
9. |
Социальная и правовая защищенность сотрудников |
Удовлетворительно - 5 баллов и более |
|
Общее количество баллов: |
Удовлетворительно - 110 баллов и более |
||
| |||
Оценка деятельности руководителя территориального органа МЧС России и организации МЧС России: |
По пятибалльной шкале |
Примечания: 1. Если общее количество баллов составляет менее 110 баллов, выставляется оценка "неудовлетворительно", 110 баллов и более - "удовлетворительно".
2. При наличии не менее 115 баллов и условии значений некомплекта, текучести кадров, нарушений дисциплины и количества уволенных по отрицательным мотивам (в процентах) ниже, чем средние показатели для соответствующих территориальных органов МЧС России и организаций МЧС России, выставляется оценка "хорошо".
3. Ведомость подписывается руководителем комиссии по проверке и всеми членами комиссии. В случае несогласия члена комиссии, к ведомости прикладывается обоснованное особое мнение члена комиссии, несогласного с оценкой деятельности.
-------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3089.
*(2) В соответствии с приказом МЧС России от 20.03.2017 N 121 "О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и граждан Российской Федерации, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2016, номер опубликования: 0001201705300055).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.