Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в части корректировки полномочий Правительства Российской Федерации, системного оператора Единой энергетической системы России, организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке схемы и программы развития Единой энергетической системы России, схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации"
(подготовлен Минэнерго России 28.06.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования системы перспективного развития и прогнозирования в электроэнергетике для своевременного обеспечения потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности и повышения эффективности планирования развития электроэнергетических систем.
В настоящее время планирование развития электроэнергетики осуществляется в рамках схем и программ перспективного развития электроэнергетики, правила разработки и утверждения которых в соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее ФЗ-35) утверждены Правительством Российской Федерации (постановление от 17.10.2009 N 823).
Указанный Федеральный закон в действующей редакции не содержит понятия системы перспективного развития электроэнергетики и требований к планированию развития электроэнергетических систем, при этом полномочия по разработке схем и программ перспективного развития электроэнергетики распределены между Правительством Российской Федерации, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системным оператором.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 14 ФЗ-35 системный оператор осуществляет разработку и представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти совместно с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью мероприятий, технологических схем и программ развития Единой энергетической системы России и участие в их реализации. Кроме того, в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 10 ФЗ-35 организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью с участием системного оператора разрабатывает схемы и программы развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, утверждаемые в установленном Правительством Российской Федерацией порядке. При этом, в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 21 ФЗ-35 Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют разработку программ перспективного развития электроэнергетики с учетом требований обеспечения безопасности Российской Федерации и на основе прогноза ее социально-экономического развития.
Таким образом, в настоящее время ФЗ-35 предусмотрена разработка следующих документов: технологические схемы и программы развития Единой энергетической системы России, схемы и программы развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, программы перспективного развития электроэнергетики. Отсутствие в ФЗ-35 единых требований к данным документам затрудняет их согласование между собой и снижает эффективность планирования в электроэнергетике в целом.
Технологические схемы и программы развития Единой энергетической системы России, схемы и программы развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период разрабатываются на основе прогноза потребности в электрической энергии и мощности на соответствующий период, который должен формироваться с учетом актуальных прогнозов социально-экономического развития. При этом системный оператор и организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, на которые возложена функция по разработке данных документов, являются технологическими компаниями, не отвечающими за экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов и не обладающими компетенциями по прогнозированию потребления электической энергии на основе параметров прогнозов социально-экономического развития. Прогнозы потребления электрической энергии, формируемые системным оператором, основываются на данных о технологическом присоединении к электрическим сетям, которые не отражают реальную динамику потребления электрической энергии, определяемую экономическими факторами. Как следствие, технические решения, принимаемые на основе данного прогноза, не соответствуют реальным потребностям экономики в электрической энергии, что подтверждается существующим состоянием ЕЭС России: при совокупных избытках генерирующих и передающих мощностей имеются отдельные энергосистемы и энергорайоны с высокими рисками нарушения электроснабжения из-за дефицита мощности.
Распределение полномочий по разработке документов перспективного развития в электроэнергетике при отсутствии единых требований к ним приводит к несогласованности технических мероприятий, реализуемых в рамках развития генерирующих мощностей, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, единой национальной (общероссийской) электрической сети и распределительных электрических сетей субъектов Российской Федерации, что отрицательно влияет на эффективность инвестиционного планирования.
Отсутствие требований к перспективному развитию генерирующих мощностей приводит к неоптимальному их размещению в энергосистемах с избыточным балансом мощности, что приводит к удорожанию схем выдачи мощности и неэффективному использованию нового генерирующего оборудования. Кроме того, не соблюдаются требования оптимизации топливно-энергетического баланса, что, в частности, приводит к вытеснению угольной генерации другими видами генерирующих мощностей.
Решение проблем, накопленных в последние годы в сфере перспективного развития электроэнергетики, требует восстановления централизованной системы перспективного развития и прогнозирования в электроэнергетике и определения единых базовых требований к планированию развития электроэнергетических систем.
Законопроектом предусматриваются следующие изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 N ФЗ-35 "Об электроэнергетике":
- определение системы перспективного развития электроэнергетики и исчерпывающего перечня документов перспективного развития электроэнергетики, к которым относятся прогноз спроса на электрическую энергию и мощность на территории Российской Федерации, генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, схема и программа развития Единой энергетической системы России, схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации;
- наделение полномочиями Правительства Российской Федерации по определению условий, соответствие которым инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимо для принятия решения об утверждении таких инвестиционных программ;
- определение понятия перспективной расчетной модели Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, с использованием которой осуществляется разработка документов перспективного развития, и основных требований к разработке документов перспективного развития, касающихся, в том числе, учета прогноза социально-экономического развития, оптимизации топливно-энергетического баланса, приоритета комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, согласованности решений по развитию генерирующих и передающих мощностей и учета требований энергетической безопасности;
- положение об участии в разработке документов перспективного развития генерального проектировщика документов перспективного развития электроэнергетики - организации, доля участия Российской Федерации в уставном капитале которой составляет 100 % и удовлетворяющей критериям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях интеграции на базе указанной организации информационного, методического, научного обеспечения разработки документов перспективного развития, формирования и развития соответствующих компетенций, а также согласования документов перспективного развития различного уровня;
- наделение полномочиями Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти по утверждению методик по разработке документов перспективного развития электроэнергетики.
Также законопроектом предполагается уточнение полномочий системного оператора и организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью по разработке и контролю реализации документов перспективного развития электроэнергетики федерального уровня (генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, схемы и программы развития Единой энергетической системы России) и наделение совета рынка полномочиями по участию в разработке схемы и программы развития Единой энергетической системы России в целях оценки рыночных и ценовых последствий ее реализации.
Законопроектом предполагается закрепить полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке схем и программ развития электроэнергетики соответствующих субъектов Российской Федерации, которыми они в настоящее время наделены в соответствии с правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823. При этом в целях повышения качества схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации предлагается наделить полномочиями по установлению требований к организациям, принимающим участие в разработке указанных документов.
Принятие законопроекта не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.