Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 215.4 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минкомсвязью России 04.07.2017 г.)
Проект Федерального закона направлен на усиление ответственности за действия, связанные с самовольным проникновением посторонних лиц на охраняемые объекты, в том числе на объекты, играющие важную роль в функционировании систем жизнеобеспечения населения.
В настоящее время ответственность за проникновение на охраняемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране объекты установлена только в отношении подземных и подводных объектов (транспортные и гидротехнические тоннели, метрополитен, подземные электростанции, емкости для хранения воды, отходов, подводные переходы, части гидротехнических сооружений, военные объекты).
Однако такой подход не обеспечивает необходимый уровень защищенности объектов, охраняемых силами ведомственной или государственной охраны, хотя и не относящихся к подземным и подводным, но являющихся стратегически важными для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.
Действующее законодательство, регулирующее вопросы антитеррористической защищенности, содержит более широкий перечень объектов, подлежащих государственной и ведомственной охране, статус которых является не менее важным, чем статус подземных и подводных объектов.
В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, а объекты подлежат государственной охране, Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 утвержден перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р утвержден перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации. Поименованные в указанных перечнях объекты, в том числе объекты связи, объекты железнодорожного транспорта и пр. (помимо подземных и подводных), имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Принятие мер, направленных на усиление правовой и физической защищенности стратегически важных объектов является особенно актуальным на фоне увеличивающихся с каждым днем случаев самовольного, незаконного проникновения на такие объекты граждан в целях осуществления съемок самих себя на фотоаппараты, видеокамеры и мобильные телефоны, выполнения прыжков с высотных зданий и сооружений, которые нередко заканчиваются летальным исходом.
Вносимый проект федерального закона расширяет перечень объектов, охраняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, за неоднократное самовольное проникновение на которые лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.
Предполагается, что эта мера позволит существенно сократить случаи проникновения на рассматриваемые объекты любителей экстремальных съемок и других правонарушителей и повысить антитеррористическую защищенность таких объектов.
Предлагаемая законопроектом новая редакция названия статьи 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлена на единообразное понимание состава правонарушения, предусмотренного указанной нормой, поскольку понятие "нарушение пропускного режима" не является тождественным понятию "самовольное проникновение".
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 215.4 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства, а также дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.