Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2016 года N 1288"
(подготовлен Минтрудом России 06.07.2017 г.)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2016 года N 1288 на 2017 год определена потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы (далее - потребность), в размере 177043 человек, что составляет 82,7% от потребности на 2016 год.
В целях обеспечения внесения изменений в распределение по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации на 2017 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности на 2017 год предусмотрен резерв потребности в размере 30 % от потребности субъектов Российской Федерации, что составляет 40856 человек.
Установление резерва квот в размере не более 30 % от согласованных обоснованных предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, предусмотрено подпунктом "а" пункта 4 Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 800 (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил подготовка предложений об увеличении размера квот, утвержденных на текущий год, осуществляется с учетом исчерпания квот и установленного резерва на основании рассмотрения Межведомственной комиссией по определению потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу (далее - Комиссия) обоснованных предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы (далее - предложения субъектов Российской Федерации).
Потребность, с учетом корректировки квот по субъектам Российской Федерации, утвержденная Комиссией, по предложениям субъектов Российской Федерации, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, в 2017 году составляет 166293 человека.
В течение 2017 года объемы распределенной субъектам Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности были увеличены на 30106 единиц или на 17% от первоначального объема квот, резерв объема квот исчерпан на 73,7% и составляет 10750 единиц.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 года N 1315 "Об установлении на 2017 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации" установлена на 2017 год допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации в следующем виде деятельности, предусмотренном Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - выращивание овощей (код 01.13.1) - в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.
Однако указанная доля не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, за исключением территории Краснодарского края, Ставропольского края, Хабаровского края, Астраханской области, Волгоградской области, Воронежской области, Липецкой области, Московской области, Ростовской области и Саратовской области в связи с имеющейся у данных регионов потребностью в привлечении временных работников, которую невозможно удовлетворить в период уборочных работ.
Таким образом, в период уборочных работ потребуется дополнительное увеличение распределенной субъектам Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
Кроме того, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2017 года N 244 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2017 года N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1458 "О перечнях работодателей, заказчиков работ (услуг), на которых не распространяется запрет на привлечение с 1 января 2016 года для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 года" (далее - постановление N 1458).
Так, постановление N 1458 предусматривало утверждение следующих перечней:
а) перечень работодателей, заказчиков работ (услуг), на которых не распространяется запрет на привлечение с 1 января 2016 г. для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 год, и у которых численность работников из числа граждан Турецкой Республики с 1 января 2016 года не должна превышать численность работников из числа граждан Турецкой Республики по состоянию на 31 декабря 2015 года.
В указанный перечень было включено 57 работодателей, у которых на конец 2015 года потребность в турецких работниках составляла 11162 человека.
б) перечень работодателей, заказчиков работ (услуг), на которых не распространяется запрет на привлечение с 1 января 2016 г. для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 г.
В указанный перечень был включен 21 работодатель, у которых на конец 2015 года потребность в турецких работниках составляла 5081 человек.
Потребность Российской Федерации в привлечении иностранных работников из Турецкой Республики в 2014 году составляла 76 370 человек или 21,3% от общей потребности (357 894 человека), в 2015 году - 60 518 человек или 21,9% от общей потребности (275 856 человек), в 2016 году -35689 человек (с учетом корректировки 27 272 человека) или 16,7% (12,7%) от общей потребности (213 929 человек), в 2017 году - 19 604 человека или 11,1% от общей потребности (177 043 человека).
Ограничения, связанные с привлечением граждан Турецкой Республики, по оценке Минтруда России, распространяются на 325 работодателей (заказчиков работ, услуг), которые ежегодно привлекали порядка 20% работников из числа граждан Турецкой Республики от общей потребности Российской Федерации.
В результате снятия ограничений на их привлечение в настоящее время потребность в работниках из Турецкой Республики может вернуться к значениям 2014 года (с 19 604 до 76 370 человек).
Исходя из вышеизложенного, предлагается увеличить потребность на 2017 год до 216181 человека, включая резерв потребности в размере 30 % от потребности субъектов Российской Федерации, что составляет 49888 человек.
Основными причинами увеличения потребности являются:
продолжение реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала;
применение импортного технологического оборудования, нуждающегося в установке, наладке и обслуживании квалифицированными иностранными специалистами;
использование современных технологий в строительстве, соблюдение качества и сроков выполнения строительных работ;
успешное завершение уборочных работ;
отсутствие кадров необходимой квалификации на территории субъекта Российской Федерации.
Численность экономически активного населения в апреле 2017 года, по данным Росстата, составила 75 763 тыс. человек, в их числе 71 713 тыс. человек (94,7% экономически активного населения) были заняты экономической деятельностью и 4 050 тыс. человек (5,3%) не имели доходного занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные).
По сравнению с мартом 2017 года численность занятого населения уменьшилась на 56 тыс. человек (на 0,1%), а численность безработных на 59 тыс. человек (на 1,4%). По сравнению с апрелем 2016 года численность занятого населения уменьшилась на 56 тыс. человек (на 0,1%), а численность безработных уменьшилась на 470 тыс. человек (на 10,4%).
Уровень безработицы, по сравнению с мартом 2017 года (5,4%) снизился на 0,1 п.п., по сравнению с апрелем 2016 года (5,9%) снизился на 0,6 п.п. и составил в апреле 2017 года 5,3% от численности экономически активного населения.
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, на конец апреля 2017 года составила 879,5 тыс. человек. По сравнению с мартом 2017 года численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, снизилась на 31,8 тыс. человек или на 3,5%. По сравнению с апрелем 2016 года численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, снизилась на 176,1 тыс. человек или на 16,7%.
Уровень регистрируемой безработицы в целом по Российской Федерации на конец апреля 2017 года составил 1,2% от численности экономически активного населения и по сравнению с апрелем 2016 года снизился на 0,2 п.п.
Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, увеличилось с 1 230,9 тыс. единиц на конец апреля 2016 года до 1 433,3 тыс. единиц на конец апреля 2017 года (на 202,4 тыс. единиц или на 16,4%).
Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом по Российской Федерации снизился с 1,0 человека на одну вакансию в конце апреля 2016 года до 0,7 человека на одну вакансию в конце апреля 2017 года.
По состоянию на 6 июня 2017 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 838,4 тыс. человек, количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, составило 1 601,9 тыс. единиц.
Указанные показатели свидетельствуют о превышении спроса на рабочую силу над ее предложением.
С учетом спроса на трудовые ресурсы работодатели вынуждены, с одной стороны, привлекать иностранных работников на рабочие места, невостребованные у российских граждан, тем самым не создавая напряженности на рынке труда, с другой стороны - на те рабочие места, замещение которых требует уровня высокой профессиональной подготовки, знаний и навыков, которые в силу различных причин отсутствуют у российских граждан (применение иностранных технологий, модернизация и т.д.).
Потребность имеется преимущественно в замещении рабочих мест, требующих наличия профессиональной квалификации. Так распределение потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся потребностью в привлечении квалифицированных рабочих кадров, которые составляют 94,8 % от потребности на 2017 год.
Потребность и соответствующие объемы квоты позволят удовлетворить спрос работодателей в квалифицированных работниках, реализовать инвестиционные проекты, включая необходимые для проведения в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие постановления не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2016 года N 1288"
Принятие постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2016 года N 1288" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.