Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 30 декабря 2016 г. N ДК-П9-278пр.
Согласно пунктам 1.6 и 1.7 сводного отчета целью проекта акта является совершенствование процедур подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения посредством унификации порядка расчета финансовых потребностей для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ, унификации терминов, используемых для определения величины платы за подключение (технологическое присоединение), установления на территории субъекта Российской Федерации единых стандартизированных тарифных ставок (далее - СТС) за технологическое присоединение.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 22 февраля 2017 года по 10 марта 2017 года, а также проекта акта и сводного отчета в срок с 13 марта 2017 года по 7 апреля 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/02-17/00062468).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 14 июня 2017 года по 20 июня 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики, Министерства экономического развития Тульской области, Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области совместно с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области и Министерством строительства и территориального развития Мурманской области, Министерства экономики Удмуртской Республики, Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл, Министерства экономического развития и торговли Рязанской области, Министерства экономического развития Сахалинской области, Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры, Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Департамента экономического развития Курганской области, Департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края, Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента государственного управления Новгородской области, Департамента по взаимодействию с законодательными и представительными органами власти Томской области, Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, Союза "Волжская торгово-промышленная палата", АО "Мосводоканал", ИМЦ "Тихоокеанский Проект", ОАО "Фортум", ТГК-14, ООО "Водоканал", содержащие ряд замечаний, учтенных в настоящем заключении об оценке регулирующего воздействия, а также предложений (прилагаются), рекомендуемых к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России сообщает следующее.
1. Статьей 1 проекта акта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Обращаем внимание на наличие следующих замечаний к изменениям в Закон N 416-ФЗ в редакции проекта акта.
1.1. В соответствии с абзацем 3 подпункта "б" пункта 1 статьи 1 проекта акта предлагается дополнить статью 18 Закона N 416-ФЗ частью 13.1, согласно которой высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение о том, что при установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) и стандартизированных тарифных ставок (далее - СТС) учитываются расходы на увеличение мощности и пропускной способности централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ЦСВ) в целях подключения заявителей в случаях, если необходимость указанных мероприятий обоснована в утвержденных в установленном порядке схеме водоснабжения и водоотведения и (или) инвестиционной программе.
Вместе с тем пункт 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", предполагает учет расходов на увеличение мощности (пропускной способности) ЦСВ, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов ЦСВ, при расчете индивидуального тарифа без принятия такого решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным исключить указанное положение из части 13.1 статьи 18 Закона N 416-ФЗ в редакции проекта акта либо дополнительно обосновать предлагаемые изменения.
1.2. Подпунктом "б" пункта 1 статьи 1 проекта акта предлагается дополнить статью 18 Закона N 416-ФЗ частью 13.2, согласно которой расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны СТС, определяющие величину платы за подключение (технологическое присоединение) к ЦСВ, а также недополученные доходы таких организаций от взимания платы за подключение, рассчитанной исходя из тарифа на подключение (технологическое присоединение) или СТС, подлежат возмещению при регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем разработчиком не определен источник финансирования компенсации таких расходов (тарифы на ресурс и (или) тарифы на подключение), а также период регулирования (текущий или очередной), за который будут рассчитываться указанные компенсации.
Кроме того, проектом акта не предусмотрен учет при проектируемом тарифном регулировании излишне полученных средств ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) от взимания платы за подключение к ЦСВ. Указанная норма повлечет за собой увеличение соответствующих тарифов для всех категорий потребителей, получение РСО необоснованных доходов, связанных с их возможным превышением экономически обоснованных затрат на подключение.
Таким образом, полагаем целесообразным конкретизировать порядок компенсации РСО недополученных доходов в указанной части, а также предусмотреть в проекте акта положение об излишне полученных доходах РСО от взимания платы за подключение к ЦСВ.
Аналогичное замечание относится к положениям пункта 10.2 в редакции абзаца 8 подпункта "б" пункта 2 статьи 3 проекта акта.
1. Статьей 2 проекта акта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Обращаем внимание на наличие следующих замечаний к изменениям в Закон N 35-ФЗ в редакции проекта акта.
1.1. Абзацем 3 статьи 2 проекта акта предусматривается наделение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации правом принимать решения о включении в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в случае осуществления технологического присоединения объектов заявителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств не менее 5 000 кВт.
В случае принятия проекта акта в представленной редакции на практике существует риск, что оплаченная инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, будет включена в затраты на производство, транспортировку электроэнергии (мощности) и в последующем оплачена конечными потребителями электроэнергии.
Таким образом, дополнительная выручка сетевых организаций от включения расходов на инвестиции в развитие существующей инфраструктуры в плату за технологическое присоединение может не повлиять на снижение тарифов на передачу электроэнергии, что заявлено разработчиком в качестве целей регулирования.
Кроме того, согласно части 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Учитывая изложенное, на практике существует риск, что заявленная цель проекта акта может быть достигнута не в полной мере.
1.2. В соответствии с абзацем 6 статьи 2 проекта акта высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение о введении на территории субъекта Российской Федерации оплаты неиспользуемой присоединенной мощности энрегопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств). Указанное положение требует доработки, так как в законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие "неиспользуемая присоединенная мощность энергопринимающего устройства".
Считаем необходимым отметить, что концепция оплаты резервируемой мощности на настоящий момент Правительством Российской Федерации не одобрена. Предоставление органам власти субъектов Российской Федерации столь широких полномочий представляется недостаточно обоснованным.
Кроме того, Минэнерго России разрабатывает проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений в части осуществления деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на основании соглашений, заключаемых между субъектами естественной монополии и субъектами Российской Федерации" (проект закона размещен разработчиком на официальном сайте по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/01-17/00061386). В рамках указанного проекта закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации также наделяется полномочиями по определению величины платы технологического резерва мощности для всех потребителей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Минэкономразвития России предлагает исключить данную норму из редакции проекта акта.
2. Статьей 3 проекта акта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Обращаем внимание на наличие следующих замечаний к изменениям в Закон N 190-ФЗ в редакции проекта акта.
3.1. В соответствии с абзацем 3 подпункта "б" пункта 2 статьи 3 проекта акта высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение о том, что при установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемой в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, и СТС учитываются расходы на увеличение мощности источников тепловой энергии и пропускной способности тепловых сетей в целях подключения потребителей в случаях, если необходимость указанных мероприятий обоснована в утвержденных в установленном порядке схеме теплоснабжения и инвестиционной программе.
Вместе с тем мероприятия по увеличению мощности источников тепловой энергии и пропускной способности тепловых сетей проводятся в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к системе теплоснабжения согласно положениям частей 4 и 5 статьи 14 Закона N 190-ФЗ.
Согласно части 9 статьи 14 Закона N 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.
Таким образом, расчет платы в индивидуальном порядке за технологическое присоединение при отсутствии технической возможности может учитывать расходы на увеличение мощности источников тепловой энергии и пропускной способности тепловых сетей в целях подключения потребителей (в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона N 190-ФЗ).
На основании вышеизложенного считаем целесообразным исключить положение абзаца 3 подпункта "б" пункта 2 статьи 3 проекта акта.
3.2. Проект акта предусматривает порядок установления СТС при подключении объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения по аналогии с порядком установления СТС при подключении объектов капитального строительства к сетям электроснабжения.
Вместе с тем в действующем законодательстве Российской Федерации и в проекте акта отсутствует определение понятия "стандартизированные тарифные ставки".
Полагаем целесообразным предусмотреть указанное определение в редакции проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете об оценке регулирующего воздействия, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, а также о наличии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.