Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пункта 11 Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2016 г. N 1853-р (далее - План мероприятий).
Согласно пунктам 1.6 и 1.7 сводного отчета целью проекта акта является совершенствование регулирования правоотношений, связанных с соблюдением требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, требований в области обеспечения энергетической эффективности в жилищном фонде посредством уточнения составов административных правонарушений и административных наказаний за нарушение требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, требований в области обеспечения энергетической эффективности в жилищном фонде.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 19 октября 2016 года по 1 ноября 2016 года, а также проекта акта и сводного отчета в срок с 15 марта 2017 года по 11 апреля 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/10-16/00056093).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 20 июня 2017 года по 27 июня 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Липецк, ООО "ГУК-Краснодар".
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России сообщает следующее.
1. Абзацем 2 пункта 2 статьи 1 проекта акта предлагается установить административную ответственность для лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов (далее - МКД) за необоснованный отказ или уклонение от допуска организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, к местам установки коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов, в том числе для установления наличия технической возможности установки приборов учета используемых энергетических ресурсов или ее отсутствия, а равно необоснованный отказ или уклонение указанных лиц от участия во вводе в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет.
Так, в соответствии с положением части 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению МКД приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В соответствии с подпунктом "с" пункта 31 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Вместе с тем других обязанностей для лиц, ответственных за содержание МКД по допуску к местам установки коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
Таким образом, установление административной ответственности для лиц, ответственных за содержание МКД, за необоснованный отказ или уклонение от допуска организации, обязанной осуществлять деятельность по замене и эксплуатации приборов учета, не основано на нормах законодательства Российской Федерации.
2. Абзацем 6 пункта 2 статьи 1 проекта акта предлагается установить административную ответственность для лиц, ответственных за содержание МКД за предоставление недостоверных данных в декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, подаваемой в целях установления или подтверждения класса энергетической эффективности многоквартирного дома в процессе его эксплуатации.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 приказа Минстроя России от 6 июня 2016 г. N 399/пр "Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов"*(1) декларация предоставляется собственниками помещений многоквартирного дома (в случае осуществления непосредственного управления многоквартирным домом) или лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. Указанным приказом также утвержден состав декларации, однако отсутствует требование о предоставлении лицами, ответственных за содержание МКД, достоверных данных в декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, подаваемой в целях установления или подтверждения класса энергетической эффективности многоквартирного дома в процессе его эксплуатации.
Учитывая изложенное, установление административной ответственности для лиц, ответственных за содержание МКД, за нарушение вышеуказанного требования не основано на нормах законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем вышеуказанная декларация содержит расчеты, ошибки которых вряд ли приведут к нарушениям прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественного порядка и иных задач законодательства об административных правонарушениях, установленных статьей 1.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
3. Пунктом 3 статьи 1 проекта акта предлагается установить административную ответственность за применение неустановленных уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в случаях, предусмотренных законом - органом местного самоуправления) платы за подключение (технологическое присоединение) при исполнении договоров подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения посредством наложения административного штрафа на должностных лиц - в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие применения неустановленной платы за подключение (технологическое подключения) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Учитывая изложенное, самое минимальное завышение или занижение платы за подключение (технологическое присоединение) при исполнении договоров подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения способно повлечь наложение несоразмерного административного штрафа на должностных лиц.
Вместе с тем в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 11-П санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Устанавливаемый размер административного штрафа должен быть экономически обоснован с точки зрения общественной опасности и соразмерности содеянному правонарушению. Размер следует устанавливать дифференцировано согласно вышеуказанным принципам административного права.
Таким образом, полагаем целесообразным исключить из указанного положения установление штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Кроме того, полагаем целесообразным конкретизировать указанное положение в части наложения административного штрафа на юридических лиц, установив размер штрафа - в двукратном размере сверхполученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие применения неустановленной платы за подключение (технологическое подключения) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете об оценке регулирующего воздействия, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, а также о наличии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2016 N 43169
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.