Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в инициативном порядке в целях урегулирования ввоза на территорию Российской Федерации отходов, образовавшихся при создании, эксплуатации, ликвидации искусственных островов, установок, сооружений, проведении буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, в целях их захоронения и обезвреживания.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены не в полном объеме, что согласно пункту 29 Правил может быть основанием для письменного извещения разработчика о несоблюдении порядка проведения оценки регулирующего воздействия.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 17 апреля 2017 года по 17 мая 2017 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/03-17/00063515). В ходе публичного обсуждения поступили предложения от гражданина С.Н. Удодова, которые были прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются заинтересованные органы государственной власти, а также пользователи недр (без их количественной оценки).
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при его доработке.
1. Нарушения процедуры оценки регулирующего воздействия.
1.1. В разделах 3-5 сводного отчета фактически не приведена информация о проблемах, на решение которых направлено предлагаемое регулирование, анализ международного опыта, цели предлагаемого регулирования.
Обращаем внимание, что согласно пункту 3.4.2 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика), формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
Согласно пункту 3.6.1 Методики при определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования. Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени.
Согласно пункту 3.6.3 Методики указание на степень соответствия целей предлагаемого правового регулирования программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (если такие соответствия можно установить) разработчику необходимо приводить отдельно для каждой определенной им цели. При этом необходимо ссылаться на конкретные положения указанных документов.
В частности, разработчиком сделана общая ссылка на План комплексного стимулирования освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части дна Каспийского моря, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2014 г. N 987-р (далее - План). Причем в пункте 19 Плана в числе ответственных исполнителей указаны ОАО "Нефтяная компания "Роснефть", ОАО "Газпром", ОАО "Росгеология". Однако в пояснительных материалах к проекту акта не содержится сведений о проработке проекта акта с указанными участниками. Считаем необходимым разработчику доработать раздел 3-5 сводного отчета согласно замечаниям.
1.2. Число участников регулируемых проектом акта правоотношений разработчиком в разделе 7 сводного отчета не представлено, однако указанный параметр является необходимым для определения целесообразности вводимого регулирования и его обоснованности, а также определения круга лиц, которые будут обязаны получить лицензию на указанный вид деятельности согласно статье 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Считаем необходимым указать в разделе 7 сводного отчета число субъектов регулирования.
1.3. Разработчиком не заполнены разделы 8-15 сводного отчета, не определены полномочия органов государственной власти, обязанности субъектов регулирования, а также возможные расходы или доходы указанных субъектов. Также проектом акта не предусматривается переходный период вступления его в силу, что может привести к неготовности хозяйствующих субъектов к осуществлению деятельности по ввозу отходов на территорию Российской Федерации в отсутствие достаточного времени на оформление лицензии.
Следовательно, разработчику необходимо заполнить разделы 8-15 сводного отчета, провести оценку расходов хозяйствующих субъектов и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые возникнут в случае вступления в силу проекта акта, а также предусмотреть переходный период вступления проекта акта в силу. Оценка расходов субъектов регулирования может быть проведена в соответствии с Методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669.
2. Дополнительно считаем необходимым отметить, что Минстроем России разработан проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 22886-7 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации и принятому Государственной Думой в первом чтении 8 февраля 2017 г. (далее - проект поправок).
Минэкономразвития России в письме в адрес Минстроя России от 26 мая 2017 г. N 14323-НП/Д07и в числе замечаний и предложений по доработке проекта поправок указывало на необходимость учета положений проекта акта Минэнерго России. В частности, было отмечено, что ввозимые на территорию Российской Федерации отходы и логистика их перемещения должны быть включены в территориальные схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Указанные замечания и предложения были также направлены в адрес Минэнерго России письмом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 г. N 15569-НП/Д07и. Считаем необходимым доработать проект акта согласно указанному замечанию.
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.