Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании поручения Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 г. N ДК-П9-555.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является совершенствование законодательства об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта с 17 мая 2017 года по 30 мая 2017 года, а также проекта акта и сводного отчета в срок с 31 мая 2017 года по 28 июня 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/05-17/00066248).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 4 июля 2017 года по 10 июля 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции АО "Мосводоканал", ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", АО "Ростовводоканал", МУП города Новосибирска "Горводоканал", МУП города Екатеринбург "Водоканал", содержащие ряд замечаний, учтенных в настоящем заключении.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний.
1. Проектом акта предлагается увеличение размера административного штрафа за использование ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в зависимости от пояса ЗСО:
- для граждан с 3-5 тысяч рублей до 50 тысяч рублей;
- для должностных лиц с 10-15 тысяч рублей до 200 тысяч рублей;
- для юридических лиц с 300-500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.
Вместе с тем в пунктах 7 и 9 сводного отчета отсутствует информация о количестве субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, а также информация о возможных поступлениях в бюджет Российской Федерации.
По дополнительной информации, представленной разработчиком, в 2016 году за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения наложено 649 административных штрафов за правонарушения, прямой материальный ущерб от которых составил 15073,3 тыс. рублей. В составе указанных правонарушений было привлечено к административной ответственности 63 физических лица, 538 должностных лица, 55 юридических лица.
Если предположить, что количество правонарушений останется неизменным, то вследствие принятия проекта акта возможные издержки при применении максимальных размеров штрафов для юридических лиц могут составить 55 миллионов рублей*(1), для должностных лиц - 107,6 миллионов рублей*(2), для физических лиц - 3,15 миллиона рублей*(3).
Вместе с тем существует риск, что увеличение административной ответственности за указанное правонарушение для юридических лиц в 2-3 раза может привести к их банкротству.
Необходимо учитывать состояние жилищно-коммунального хозяйства малых городов и сельских населенных пунктов, износ коммунальных сетей и оборудования которых может составлять более 70%, значительное количество убыточных предприятий в сфере ЖКХ (см. диаграмму ЦБСД*(4)), а именно каждое третье предприятие является убыточным.
Учитывая изложенное, ужесточение административной ответственности за нарушение использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения полагаем нецелесообразным.
2. В соответствии с государственным докладом Роспотребнадзора "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году"*(5) основными причинами несоответствия водоисточников санитарно-эпидемиологическим требованиям являются сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты и отсутствие ЗСО водоисточников.
Удельный вес водозаборов с отсутствием зон санитарной охраны от общего количества водозаборов, не соответствующих требованиям санитарного законодательства, составил 72,8%.
Доля поверхностных источников централизованного водоснабжения, у которых в 2016 году отсутствовали ЗСО, составила 27,7% от общего количества объектов поверхностного водоснабжения. Доля подземных источников централизованного водоснабжения без ЗСО в 2016 году составила 10,9%.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1.9 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - СанПиН) принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений. При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.
В соответствии с пунктом 1.11 СанПиН для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарные правила должны применяться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 52-ФЗ границы и режим ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Учитывая изложенное, требования к режиму ЗСО могут устанавливать только органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев установления ЗСО при градостроительном проектировании и территориальном планировании, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства.
Таким образом, полагаем нецелесообразным увеличение размера административного штрафа за нарушение ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения до внесения соответствующих изменений в СанПиН, исключающих положение о необходимости соблюдения требований СанПиН в случаях, когда ЗСО не установлены.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным дополнить подпункты "а" и "б" пункта 2 проекта акта после слова "использование" словами "в установленных границах", а также после слова "установленных" словами "режимом зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации,".
Кроме того, действующая редакция СанПиН не учитывает случаи расположения частного водозабора внутри здания предприятия, установленного для производственных нужд в пищевой промышленности.
В настоящее время указанные предприятия сталкиваются с проблемой невозможности получения санитарно-эпидемиологического заключения на скважину из-за отсутствия ЗСО протяженностью 30 метров от близлежащих строений. Указанное способствует затруднению при осуществлении производственной деятельности предприятий.
Обращаем внимание разработчика, что в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет.
Учитывая, что СанПиН утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. и до настоящего времени не был пролонгирован, полагаем целесообразным пересмотреть СанПиН на предмет его соответствия действующему законодательству Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете об оценке регулирующего воздействия, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, а также о наличии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) 55 юридических лиц * 1 миллион руб. = 55 миллионов рублей
*(2) 538 должностных лица * 200 тысяч рублей = 107,6 миллионов рублей
*(3) 63 физических лица * 50 тысяч рублей = 3,15 миллиона рублей
*(4) www.cbsd.gks.ru - центральная база статистических данных
*(5) Направлен в Минэкономразвития России письмом Роспотребнадзора от 13 июня 2017 г. N 01/7664-17-23
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.