Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон от 31.12.2014 N 497-ФЗ "О приостановлении действия пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О судебных приставах" в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя"
(подготовлен Минюстом России 17.07.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон от 31.12.2014 N 497-ФЗ "О приостановлении действия пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О судебных приставах" в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя" (далее - законопроект) направлен на уточнение положения, регулирующего порядок замещения должности судебного пристава-исполнителя.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 497-ФЗ "О приостановлении действия пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О судебных приставах" в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя" действие пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" о необходимости судебному приставу-исполнителю иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование приостановлено до 01.01.2018.
Вместе с тем по состоянию на апрель 2017 года в территориальных органах ФССП России укомплектованность должностей судебных приставов-исполнителей составила 93,4% (по штату - 23 667, по списку - 22 116, некомплект - 1 551).
Из 22 116 судебных приставов-исполнителей имеют:
- высшее юридическое образование - 14 405 человек (65,1%);
- высшее экономическое образование - 4 863 человек (22%);
- иное высшее образование - 1 276 человек (5,8%);
- не имеют высшего образования - 1 572 человек (7,1%).
Таким образом, не имеют высшего юридического или высшего экономического образования 2 848 судебных приставов-исполнителей (12,9%).
Согласно данным территориальных органов ФССП России количество судебных приставов-исполнителей, не имеющих высшее юридическое или высшее экономическое образование, за первый квартал 2017 года практически не изменилось. Так, по состоянию на декабрь 2016 года их количество составляло 2 850 человек, а по состоянию на март 2017 года - 2 848 человек.
Вместе с тем на сегодняшний день из общего числа судебных приставов-исполнителей, не имеющих высшего юридического или высшего экономического образования (2 848 человек), только 934 обучаются в высших учебных заведениях с целью получения требуемого образования. Из них всего 500 судебных приставов-исполнителей планируют получить дипломы о высшем юридическом или экономическом образовании к 01.01.2018.
Таким образом, 2 348 государственных гражданских служащих, замещающих в настоящее время должности судебных приставов-исполнителей, не будут иметь высшего юридического или высшего экономического образования по состоянию на 01.01.2018.
Основную часть указанного количества судебных приставов-исполнителей составляют судебные приставы-исполнители с опытом работы по замещаемой должности свыше пяти лет, которые несут значительную нагрузку по исполнению требований исполнительных документов. Увольнение данных государственных гражданских служащих, по нашему мнению, может привести к снижению эффективности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Законопроектом предусмотрено, что требование о наличии высшего юридического или высшего экономического образования для замещения должности судебного пристава-исполнителя не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 1 января 2018 года, до расторжения с ними служебного контракта, что позволит сохранить в составе кадров территориальных органов Федеральной службы судебных приставов более двух тысяч судебных приставов-исполнителей.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей действующих государственных программ Российской Федерации и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.