Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минприроды России "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в инициативном порядке в целях установления порядка предоставления отчета о воспроизводстве лесов, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены не в полном объеме, что согласно пункту 29 Правил может быть основанием для письменного извещения разработчика о несоблюдении порядка проведения оценки регулирующего воздействия.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 16 января 2017 года по 22 марта 2017 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/08/11-16/00058953). В ходе публичного обсуждения поступили предложения от граждан А. Павлова, П.С. Гузнова, А. Жиляевой, М.В. Мусина, Ю. Жбанова, В. Беляева, которые были прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются арендаторы лесных участков, осуществляющие заготовку древесины (14879 ед.).
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при его доработке.
1. Нарушения процедуры оценки регулирующего воздействия.
В разделах 3-6 сводного отчета фактически не приведена информация о проблемах, на решение которых направлено предлагаемое регулирование, анализ международного опыта, цели предлагаемого регулирования.
Обращаем внимание, что согласно пункту 3.4.2 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика), формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
Согласно пункту 3.6.1 Методики при определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования. Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени.
Согласно пункту 3.6.3 Методики указание на степень соответствия целей предлагаемого правового регулирования программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (если такие соответствия можно установить) разработчику необходимо приводить отдельно для каждой определенной им цели. При этом необходимо ссылаться на конкретные положения указанных документов.
В соответствии с пунктом 3.7 Методики при заполнении раздела 6 формы сводного отчета разработчику необходимо кратко описать, в чем состоят предлагаемый им способ регулирования и иные возможные способы решения проблемы, а также аргументировать выбор предлагаемого им способа решения проблемы. Выбор наилучшего из возможных способов регулирования осуществляется разработчиком на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В отсутствие возможности произвести сопоставление возможных способов регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов разработчиком должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа. Наиболее детальные обоснования выбора способа регулирования необходимы для положений, обладающих высокой степенью регулирующего воздействия.
Кроме того, разработчиком не представлены обоснования необходимости принятия проекта акта с учетом проводимой Минприроды России работы по сокращению числа подготавливаемых субъектами предпринимательской деятельности отчетов.
Считаем необходимым разработчику доработать раздел 3-6 сводного отчета согласно замечаниям.
2. Согласно пункту 3 проекта акта в случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчет предоставляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
Таким образом, проектом акта устанавливается обязанность субъектов хозяйственной деятельности по предоставлению отчета о тех видах работ, которые они по факту не осуществляют. Полагаем установление указанного требования административным барьером для субъектов хозяйственной деятельности.
Считаем необходимым исключить указанное положение из пункта 3 проекта акта.
3. В пункте 4 проекта акта слова "(аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка)" привести в соответствие с редакцией части 3 статьи 66 Лесного кодекса Российской Федерации.
4. Дополнительно считаем необходимым исключить абзац второй пункта 4 проекта акта, поскольку решение о предоставлении материалов дистанционного зондирования земли в IV квартале должно принимать лицо, осуществляющее лесовосстановление (по аналогии с абзацем первым пункта 4 проекта акта), а в ряде случаев предоставление любых материалов и отчетов будет избыточным требованием (пункт 3 проекта акта).
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.