Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтруда России "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам промышленности строительных материалов, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 22 ноября по 5 декабря 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 3 мая по 1 июня 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/11-16/00059357).
Согласно пункту 1.5 сводного отчета проект акта разработан на основании статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункта 5.2.31 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610. В случае принятия проекта акта согласно пункту 7.1 сводного отчета предлагаемым правовым регулированием могут быть затронуты интересы работодателей организаций промышленности строительных материалов, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, работников указанных работодателей (без их количественной оценки).
В соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 3 по 7 июля 2017 г., в результате которых получен 1 отзыв от Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", рекомендуемый к рассмотрению с целью возможного учета при доработке проекта акта (прилагается).
С учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний к проекту акта в рамках подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на следующие замечания.
1. Проектом акта предусмотрена выдача следующих видов средств индивидуальной защиты: халат для защиты от общих производственных загрязнений, механических воздействий, перчатки с полимерным покрытием, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее, сапоги из полимерных материалов для защиты от механических воздействий, средство индивидуальной защиты ног (обувь) от механического воздействия (ударов), повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла, средства индивидуальной защиты рук от поражений электрическим током, средства индивидуальной защиты ног от поражений электрическим током, очки защитные термостойкие со светофильтром, белье нательное, перчатки термостойкие, нарукавники из полимерных материалов, напальчники из полимерных материалов, перчатки резиновые или из полимерных материалов, каска защитная термостойкая, очки защитные закрытые, костюм для защиты от вредных химических веществ, перчатки трикотажные, нарукавники для защиты от механических воздействий, перчатки с накладками из асбестовой ткани, фартук из полимерных материалов с нагрудником, перчатки для защиты от вредных химических веществ. Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов Таможенного союза (далее - Список средств индивидуальной защиты), установлен в приложении N 5 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) (далее - ТР ТС 019/2011). При этом перечень средств индивидуальной защиты, предусмотренный проектом акта, не соответствуют номенклатуре средств индивидуальной защиты, указанной в Списке средств индивидуальной защиты.
Таким образом, представляется целесообразным привести проектируемые нормы в соответствие с требованиями ТР ТС 019/2011.
Кроме того, в проекте акта для отдельных видов средств индивидуальной защиты, детализируется, из какого материала они должны быть изготовлены, например, перчатки резиновые или из полимерных материалов, перчатки с накладками из асбестовой ткани). При этом ТР ТС 019/2011 предполагает возможность использования разных материалов при производстве упомянутых средств индивидуальной защиты.
Таким образом, ограничение положениями проекта акта материалов, из которых произведены средства индивидуальной защиты, соответствующие требованиям ТР ТС 019/2011, представляется избыточным.
2. Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени такой порядок Правительством Российской Федерации не определен.
Таким образом, проект акта подготовлен в отсутствие методики определения достаточности номенклатуры средств индивидуальной защиты и сроков их использования.
На основании оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о соответствии цели регулирования проекта акта предлагаемому способу решения проблемы.
Учитывая вышеизложенное, Минэкономразвития России считает, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.