Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело поступивший от Ростехнадзора (далее - разработчик) проект приказа Ростехнадзора "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при обогащении и брикетировании угля" (далее соответственно - проект акта, Правила безопасности) и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/11-16/00059694).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 6 по 19 декабря 2016 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 10 января по 6 февраля 2017 года.
Степень регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном проекте акта, в соответствии с пунктом 6 Правил определена разработчиком как средняя.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта направлен на переработку действующих на сегодняшний день Правил безопасности на предприятиях по обогащению и брикетированию углей (сланцев), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 30 мая 2003 г. N 46*(1).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 4 по 10 июля 2017 года. Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "Опора России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате проведения публичных консультаций поступила позиция АО "Воркутауголь", в которой отмечена поддержка предлагаемых к утверждению проектом акта Правил безопасности и сообщается об отсутствии замечаний и предложений.
Также поступили позиции РСПП и ПАО "Южный Кузбасс", в которых отмечена поддержка предлагаемых проектом акта Правил безопасности с необходимостью учета ряда высказанных замечаний.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений Минэкономразвития России считает необходимым представить в отношении проекта акта следующую информацию о возможных рисках принятия рассматриваемых Правил безопасности в представленной редакции.
1. Положениями Правил безопасности устанавливается ряд требований, выходящих за рамки регулирования проекта акта, относящихся к области технического регулирования и не относящихся к установленной компетенции разработчика.
1.1 Так, пунктами 15, 25, 26, 31, 34, 37, 94, 96, 98, 99, 117, 127, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 162, 168, 224, 241, 242, 251, 310, 322, 324, 326, 327, 404, 484, 487, 543, 555, 560, 705, 706, 734, 757, 758, 759 Правил безопасности устанавливается ряд требований к зданиям (сооружениям) или связанным с ними процессом эксплуатации зданий (сооружений).
Таким образом, указанные положения проекта акта регулируют отношения в области технического регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - закон о техническом регулировании) устанавливается, что указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оценки соответствия.
В соответствии с абзацем четвертым части 3 статьи 7 закона о техническом регулировании установлена норма, согласно которой не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. При этом в соответствии с частью 3 статьи 4 закона о техническом регулировании федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 указанного закона.
Одновременно в соответствии со статьей 5.1 закона о техническом регулировании в настоящее время вопросы установления требований к зданиям и сооружениям урегулированы в Федеральном законе от 30 декабря 2009 г. N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - закон N 384-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 3 закона N 384-ФЗ объектом технического регулирования указанного закона являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Кроме того, на основании части 6 статьи 3 закона N 384-ФЗ определено, что минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) устанавливаются указанным законом.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 3 закона N 384-ФЗ дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами.
Например, пунктом 99 Правил безопасности устанавливается требование, согласно которому на фабриках, опасных по взрывам газа, в надбункерных помещениях помимо местной вытяжной вентиляции устанавливается аварийная вентиляция.
Вместе с тем пунктом 7.6.1 СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха", включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521, установлено требование к аварийной вентиляции, согласно которому аварийную вентиляцию для помещений, в которых возможно внезапное поступление большого количества вредных или горючих газов, паров или аэрозолей, следует предусматривать в соответствии с требованиями технологической части проекта, учитывая несовместимость по времени аварии технологического и вентиляционного оборудования.
Принимая во внимание, что проект акта относится к нормативному правовому акту федерального органа исполнительной власти, а также содержит дополнительные обязательные требования к зданиям и сооружениям, необходимо исключить указанные требования из представленной редакции Правил безопасности.
Дополнительно отмечаем, что принятие проекта акта на практике может привести к возникновению избыточных обязанностей и ограничений в отношении субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы в области промышленной безопасности, и его территориальных органов на предмет выполнения указанными субъектами требований, не относящихся к компетенции такого органа. Таким образом, считаем, что проектируемый перечень требований к зданиям (сооружениям) или связанным с ними процессом эксплуатации, противоречит основным принципам защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), установленным положениями статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
1.2 Положениями проекта акта устанавливается значительный перечень требований к технологическому оборудованию, производственным процессам или связанным с ними процессам эксплуатации, то есть требований к продукции или связанным с ними процессам монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, оценки соответствия. Таким образом, проектом акта также в указанной части регламентируются вопросы технического регулирования, что не может быть поддержано по основаниям, изложенным в пункте 1.1 настоящего заключения.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным в редакции проекта акта исключить либо доработать соответствующим образом пункты 97, 125, 129, 130, 138, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 170, 179, 185, 190, 193, 197, 198, 202, 203, 205, 206, 209,217, 222, 223, 225, 231, 243, 249, 251, 268, 269, 284, 285, 286, 343, 357, 363, 364, 365, 375, 378, 379, 382, 384, 391, 395, 397, 399, 401, 402, 409, 420, 422, 425, 435, 436, 445, 459, 466, 467, 468, 688, 689, 690, 693, 709, 745 Правил безопасности в части исключения требований в области технического регулирования, а также промышленной и пожарной безопасности.
2. Также Минэкономразвития России считает необходимым рекомендовать разработчику рассмотреть предложения и замечания РСПП, поступившие по итогам проведения дополнительных публичных консультаций (приложение к настоящему заключению), на предмет их возможного учета и (или) реализации при выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 16 июня 2003 г. N 4683.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.