Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части предоставления фактическим воспитателям права на общение со своими воспитанниками"
(подготовлен Минобрнауки России 28.07.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части предоставления фактическим воспитателям права на общение со своими воспитанниками" (далее - законопроект) разработан в связи с Постановлением Европейского Суда по правам человека от 16 июля 2015 г. (Дело "Назаренко (Nazarenko) против Российской Федерации" (жалоба N 39438/13) (далее - Постановление ЕСПЧ).
Европейский Суд по правам человека признал нарушение российскими властями статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. в связи с невыполнением Российской Федерацией обязательства по обеспечению права заявителя на уважение семейной жизни, выразившимся в необеспечении возможности сохранения семейных связей между ним и малолетней А. после прекращения отцовства без надлежащего учета интересов малолетней А. вследствие негибкости законодательных требований.
Как следует из обстоятельств дела, указанных в Постановлении ЕСПЧ, малолетняя А. родилась в браке заявителя с матерью малолетней А., была зарегистрирована как дочь заявителя, который, в свою очередь, не имея никаких сомнений в своем отцовстве, воспитывал и заботился о ней как о своей дочери в течение более пяти лет. Однако после установления того, что заявитель не является отцом малолетней А., заявитель утратил возможность участвовать в воспитании малолетней А. и право на общение с ней, несмотря на то, что органы опеки и попечительства, а также консилиум психологов установили, что заявитель исполнял свои обязанности надлежащим образом, что между заявителем и малолетней А. сформировалась тесная эмоциональная связь и привязанность.
Указанные обстоятельства не были учтены судом, так как действующее законодательство Российской Федерации не гарантирует ни ребенку право на общение с лицами, не являющиеся его родственником, ни гражданину право на общение с ребенком, если он не является его родственником (статьи 55 и 67 Семейного кодекса Российской Федерации).
Обращаясь к международному праву, следует отметить, что в соответствии со статьей 3 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года (далее - Конвенция ООН), участницей которой является Российская Федерация, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов детей. Из этого рамочного положения вытекает обязательство государств-участников при принятии любых мер, в том числе законодательных, в отношении детей уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению прав ребенка.
Согласно статье 9 Конвенции ООН важным составляющим системы защиты детей являются меры по недопущению распада семьи, в основе которых лежит требование о том, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. В том случае, если ребенок все же разлучается с одним из родителей, должно гарантироваться право ребенка на общение с обоими родителями, если это не противоречит интересам ребенка.
Данное положение распространяется на любое лицо, обладающее родительскими правами в силу закона, обычая или фактически сложившихся отношений.
Многие развитые европейские государства закрепляют возможность общения ребенка с другими лицами законодательно. Так, Гражданский кодекс Франции предусматривает возможность определять судом способы общения ребенка с другими лицами, независимо от того, являются они родственниками или нет. Согласно Гражданскому кодексу Германии лица, с которыми у ребенка были тесные отношения, могут претендовать на право общения с ним, если это служит интересам ребенка. Закон Соединенного Королевства о детях устанавливает возможность лицу из супружеской пары, даже если оно не является родителем, претендовать на общение с ребенком.
Наличие или отсутствие родственных связей не является достаточным основанием для того, чтобы исключить лицо из жизни несовершеннолетнего полностью.
Законопроект направлен на закрепление аналогичного положения в законодательстве Российской Федерации с целью обеспечить наилучшие интересы ребенка.
Следует отметить, что в целом законодательство Российской Федерации не отрицает, что фактически могут существовать отношения, когда ребенка содержит и воспитывает не биологический родитель, не родственник и даже не усыновитель, опекун или попечитель. Так, согласно статье 96 Семейного кодекса Российской Федерации нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия. При этом при реализации указанного права фактическими воспитателями Семейным кодексом Российской Федерации установлены некоторые ограничения: фактические воспитатели должны содержать и воспитывать своих воспитанников не менее 5 лет причем надлежащим образом.
Взяв за основу названные ограничения, законопроектом предлагается внести изменения в статьи 55 и 67 Семейного кодекса Российской Федерации в части закрепления права несовершеннолетних на общение со своими фактическими воспитателями и, соответственно, права фактических воспитателей на общение со своими воспитанниками, которое может быть защищено, в том числе в судебном порядке.
При этом законопроектом предлагается установить, что при рассмотрении спора о праве общения фактического воспитателя с воспитанником суд должен исходить из интересов ребенка и вправе отказать в удовлетворении требований.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Заместитель Министра образования |
Т.Ю. Синюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.