Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством транспорта Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в целях реализации пунктов 19.5 и 19.6 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р, а также во исполнение поручения Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Шувалова И.И. от 30 марта 2016 г. N ИШ-П4-1744, предусматривающего разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон "О государственной границе Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления полномочий Правительства Российской Федерации по определению перечня документов и сведений, представляемых в государственные контрольные органы при прибытии (убытии) судна и помещении товаров и транспортных средств под таможенные процедуры.
Проектом акта предлагается исключить необходимость представления оригиналов и (или) копий документов на бумажном носителе при осуществлении пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в морских пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также наделить Правительство Российской Федерации указанными полномочиями.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с10 февраля по 20 февраля 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 10 октября по 13 декабря 2017 г. посредством размещения указанных документов разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://www.regulation.gov.ru/p/46082 (ID проекта: 02/04/02-16/00046082). В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.
Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация об отклонении поступивших замечаний и предложений.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 26 мая по 2 июня 2017 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с представителями предпринимательского сообщества с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам проведения дополнительных публичных консультаций был получен отзыв от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, содержащий замечания и предложения, аналогичные поступившим ранее в ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета на официальном сайте, а также отзывы от Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка и ПАО "Газпром нефть".
Поступившие в ходе дополнительных публичных консультаций замечания и предложения от указанных экспертов приведены в приложении к настоящему заключению. Минэкономразвития России предлагает рассмотреть данные замечания и предложения, а также риски введения в действие предлагаемого проектом акта регулирования и по возможности учесть их при дальнейшей доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете и сопроводительных материалах, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии в рамках предлагаемого представленным разработчиком проектом акта регулирования положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона |
Сводная таблица не учтенных в заключении об оценке регулирующего воздействия замечаний и предложений с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества и иными экспертами по проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
N |
Замечания и (или) предложения |
1 |
Статьей 176 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС. Так, статьями 159 и 160 ТК ТС определены документы и сведения, представляемые таможенному органу в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, а также таможенные операции, совершаемые в местах прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Кроме того, статьями 181- 183 ТК ТС установлен перечень документов и сведений при помещении товаров под таможенные процедуры. При этом согласно статье 183 ТК ТС перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза. Таким образом, при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС документы и сведения представляются таможенным органам в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, а не от классификации пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, как это предусмотрено проектом федерального закона. На основании изложенного полагаем, что установление компетенции Правительства Российской Федерации по определению перечня документов и сведений, представляемых в морских пунктах пропуска для осуществления таможенного контроля и помещения товаров под таможенную процедуру в морских пунктах пропуска представляется не целесообразным. |
2 |
Документы и сведения необходимые для осуществления транспортного контроля уже установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок" компетенция на разработку и утверждение, которого установлена Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - федеральный закон N 127-ФЗ). Таким образом, с учетом вышеизложенного полагаем, что проект федерального закона нуждается в доработке. |
3 |
В соответствии с пунктом 17 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299, ввоз подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, на таможенную территорию Союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров). При этом документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям может быть представлен не только в электронной форме, заверенный электронной цифровой подписью, но и в виде оригинала документа или выписки из Реестра свидетельств о государственной регистрации на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) или др. При этом обращаем внимание, что на практике могут возникнуть сложности при представлении иностранными организациями копий документов, заверенных электронной цифровой подписью, созданной в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами при выполнении требований контролирующих органов. |
4 |
Федеральный закон N 127-ФЗ определяет правовые основы мер по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам, ответственность за нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка, а также права и ответственность органов и их должностных лиц, уполномоченных проводить контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок. При этом проект федерального закона регламентирует мероприятия при осуществлении транспортного контроля в морских пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, что, в свою очередь, не относиться к предмету правового регулирования федерального закона N 127-ФЗ. Кроме того, международными договорами Российской Федерации в сфере международного автомобильного сообщения определен перечень документов, необходимых для осуществления международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов (в том числе разрешение на осуществление международной автомобильной перевозки). В настоящее время они применяются в виде бумажного документа и их электронные формы не предусмотрены. |
5 |
В настоящее время существует ратифицированный Таможенный кодекс, который вступает в действие с 1 января 2018 года, а также проект федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", активно обсуждающийся в бизнес-сообществе. В соответствии со статьей 80 нового ТК: "Перечень документов и (или) сведений, необходимых для совершения таможенных операций, способ и сроки их представления устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом". При этом статьей 89 нового ТК определены документы и сведения, представляемые при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, таким образом, наделение Правительства РФ функцией по определению перечня документов противоречит законодательству ЕАЭС и РФ в области таможенного дела. Относительно иных видов контроля (фитосанитарного, ветеринарного и т.д.) необходимо также привести проект в соответствие с законодательством Таможенного союза. Так же новым ТК ЕАЭС не предусмотрена возможность определять перечень документов и сведений, представляемых при уведомлении таможенного органа о прибытии, национальным законодательством. В связи с чем, для при пересечении границы в рамках таможенного контроля, осуществляемого при прибытии не могут быть истребованы иные документы, помимо определенных ТК ЕАЭС и в случаях, установленных ТК, Комиссией ЕАЭС. |
6 |
Договором о Евразийском экономическом союзе 29.05.2014 закреплен принцип свободного перемещения товаров по территории Союза, единое таможенное регулирование и единообразный порядок проведения ветеринарно-санитарного. санитарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля товаров, ввозимых/вывозимых на/с территории Таможенного союза. Приложениями к указанному договору закреплены положения об осуществлении тех или иных видов контроля на всей протяженности таможенной границы Таможенного союза. Дополнительно порядок проведения санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля закреплен Решениями КТС NN 299, 317. 318. Предлагаемые законодательные изменения не соответствуют единообразному подходу, закрепленному Договором, устанавливают для российских портов специальный порядок предъявления документов и сведений в электронной форме, не допуская возможности предъявления тех или иных документов в бумажном виде, не устанавливая переходного периода для подготовки и/или адаптации информационных систем как предпринимателей, так и органов государственного контроля. Такие изменения противоречат закрепленному в вышеизложенных документах ЕАЭС порядку предъявления и проверки документов и сведений в бумажном виде (в бумажных оригиналах). В законодательстве ЕАЭС отсутствуют электронные форматы таких документов. Предлагаемые изменения вводят дополнительный контроль за качеством и безопасностью продуктов в морских пунктах пропуска, что не отвечает исчерпывающему перечню видов государственного контроля, установленному законодательством ЕАЭС и снижает конкурентоспособность российских портов. Также не учитывается факт того, что в настоящее время ввоз/вывоз подконтрольных ветеринарному и фитосанитарному надзору товаров производится только через специализированные и специально для этих целей оборудованные пункты пропуска. Предлагаемая законопроектом передача части контрольных функций таможенной службе приведет к потерям времени и увеличению финансовых затрат участников ВЭД в связи с необходимостью транспортировки подконтрольных товаров в иные специально оборудованные и оснащенные места. |
7 |
Необходим переходный период для внедрения электронного документооборота с сфере ветеринарного и фитосанитарного контроля ввозимых/вывозимых подконтрольных товаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.