Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан во исполнение статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства".
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком не соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Ранее разработчик был уведомлен о нарушении процедуры оценки регулирующего воздействия проекта акта письмом Минэкономразвития России от 15 марта 2017 г. N 6574-СШ/Д26и. Отдельные замечания разработчиком при доработке проекта акта были учтены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 7 декабря 2016 года по 14 февраля 2017 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/08/09-16/00053389).
Предложения по проекту акта поступили от граждан А.В. Суслопарова, Г.Е. Французовой, А. Пладова, В.В. Ваганова, В.Н. Петрова. Указанные замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения о причинах отклонения либо информация об их учете.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основной группой субъектов предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, интересы которой будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются арендаторы лесных участков (75000 ед.).
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при доработке проекта акта.
1. Нарушения процедуры оценки регулирующего воздействия.
1.1. Согласно пункту 3.6.1 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика), при определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования. Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени.
При этом указанная в пункте 5 сводного отчета цель предлагаемого регулирования ("установление порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры") не содержит указание на результат регулирования и его положительные эффекты.
1.2. Пункты 12-15 сводного отчета разработчиком не заполнены и не оценены риски неисполнения предлагаемого регулирования; необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия; индикативные показатели; программа мониторинга и иные способы оценки достижения заявленных целей регулирования.
Проект акта вводит новые требования к проектированию объектов лесной инфраструктуры, согласованию соответствующего проекта с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, использованию общераспространенных полезных ископаемых, в том числе запрет на их отчуждение и реализацию на коммерческой основе, контролю за сохранностью объектов лесной инфраструктуры, содержанию и ремонту таких объектов, и имеет высокую степень регулирующего воздействия.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил, если проекты актов имеют высокую степень регулирующего воздействия, такие проекты актов должны предусматривать положения об отмене соразмерных требований в той же области правового регулирования в соответствующей сфере предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствии с утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669 Методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.
Считаем необходимым доработать проект акта на предмет включения положения об отмене соразмерных требований в той же области правового регулирования в соответствующей сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
1.3. Разработчиком повторно не представлены мотивированные позиции по пунктам 1 и 8 сводки предложений. При этом согласно пункту 12 Правил разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с размещением уведомления, и составить сводку предложений с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения, которая подписывается руководителем структурного подразделения разработчика, ответственного за подготовку проекта акта, и не позднее 20 рабочих дней со дня окончания срока, указанного в подпункте "ж" пункта 10 Правил, разместить ее на официальном сайте. Считаем необходимым доработать сводку предложений согласно указанному замечанию.
1.4. Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 7 декабря 2016 года по 14 февраля 2017 года. Вместе с тем повторные публичные обсуждения доработанного проекта акта и сводного отчета разработчиком не проведены, что является нарушением требований пункта 16 Правил.
2. Замечания к проекту акта.
2.1. Согласно пункту 9 проекта акта проект объекта лесной инфраструктуры должен состоять из пояснительной записки и картографических материалов.
В соответствии с приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов включает в себя приложение N 8 "Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке".
Следовательно, проектом акта устанавливаются дополнительные требования к проекту освоения лесов, который помимо приложения N 8 должен включать пояснительную записку и картографические материалы.
При этом проектом акта не определено, какая информация должна быть отражена в пояснительной записке.
В соответствии с пунктом 9 проекта акта проект объекта лесной инфраструктуры должен быть согласован в рамках проведения государственной (муниципальной) экспертизы проекта освоения лесов. В то же время пунктом 4 проекта акта предусматривается, что работы по проектированию объектов лесной инфраструктуры осуществляются на основании проекта освоения лесов, прошедшего государственную (муниципальную) экспертизу.
Таким образом, в проекте акта однозначно не определен момент проектирования и соотношение проекта объектов лесной инфраструктуры и проекта освоения лесов (пункты 4 и 9).
Считаем необходимым согласовать положения проекта акта и требований к проекту освоения лесов в целях исключения дублирующих положений.
2.2. Согласно пункту 5 проекта акта лица, использующие леса, и организации, осуществляющие мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов (далее - заинтересованные лица) разрабатывают проектную документацию на объекты капитального строительства, которые будут являться объектами лесной инфраструктуры.
Пункты 4, 8 и 9 проекта акта не содержат требований или особого порядка согласования или разработки проекта объекта лесной инфраструктуры в виде проектной документации, что означает наличие правовой неопределенности в регулировании поведения заинтересованных лиц. Очевидно, что в указанных случаях подготовка картографического материала и пояснительной записки представляется излишней.
Согласно данным, представленным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", стоимость составления проекта освоения лесов может составлять от 35 до 90 тыс. рублей. Стоимость составления проектно-сметной документации зависит от стоимости объекта и может варьироваться от нескольких десятков тысяч до сотен миллионов рублей (например, складское помещение и автодорога). Однако разработчиком не приведена оценка расходов заинтересованных лиц, связанных с разработкой проектов объектов лесной инфраструктуры.
Источники возможных поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за год в размере 8 млрд. рублей разработчиком не обозначены (пункт 9.7 сводного отчета), что не позволяет сделать вывод о вероятности их поступления.
На основании изложенного считаем необходимым уточнить в проекте акта все случаи и все виды документов, которые могут являться проектами объектов лесной инфраструктуры в зависимости от вида такого объекта, а также представить оценку расходов заинтересованных лиц и обоснования возможных поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за год.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.