Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в части совершенствования требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на этапе их проектирования и строительства (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 10 ноября 2016 года по 1 декабря 2016 года, а также доработанного проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 20 февраля 2017 года по 22 марта 2017 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/11-16/00058825). По итогам проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения разработчиком прокомментированы.
Основанием для разработки проекта акта является анализ правоприменительной практики и предложения субъектов транспортной инфраструктуры.
Проектом акта предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. N 29 "Об утверждении требований безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта и о внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры).
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия с 27 июня по 3 июля 2017 года Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта. В ходе проведенных публичных консультаций поступили позиции Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки", ФГБУ "Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики", АО УК "Аэропорты Регионов", ООО "Домодедово Секьюрити", АО "Международный аэропорт Шереметьево", Общероссийского межотраслевого объединения работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации", Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство", которые были частично учтены в настоящем заключении. Неучтенные предложения и замечания представлены в приложении.
Минэкономразвития России считает целесообразным обратить внимание разработчика на необходимость учета следующих замечаний.
1. В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 проекта акта подпункты "а"-"и" Требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) на этапе их проектирования и строительства не распространяется на застройщиков объектов транспортной инфраструктуры, строительство которых начато до дня вступления в силу проекта акта. Однако ни проектом акта, ни действующим регулированием не раскрыто понятие начала строительства. В этой связи можно предположить, что моментом начала строительства является получение разрешения на строительство. Обращаем внимание, что до получения такого разрешения застройщиком уже выполнены изыскательные работы и подготовлена проектная документация, что влечет за собой значительные затраты застройщика. Однако после таких выполненных работ в соответствии с проектируемым проектом акта застройщик будет вынужден выполнять такие работы повторно.
В этой связи считаем целесообразным предусмотреть положение, в соответствии с которым на застройщика, уже выполнившего изыскательные работы, подготовившего проектную документацию, получившего положительное заключение экспертизы на проектную документацию (в случае, если это установлено законодательством), получившего разрешение на строительство (в случае если это установлено законодательством) до вступления Требований в силу, Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не распространяются.
2. Подпункт "б" пункта 2 и подпункт "а" пункта 3 проекта акта вводит необходимость внесения в проектные решения мероприятий по досмотру субъектов, въезжающих на территорию строящегося ОТИ. Такие мероприятия по досмотру регламентируются приказом Минтранса России от 23 июля 2015 г. N 227 "Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" (далее - приказ N 227). При этом такие мероприятия включают в себя обследование физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа и иных материальных объектов в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть. Обращаем внимание на то, что такие мероприятия не могут быть установлены в проектной документации.
Таким образом, считаем целесообразным исключить подпункт "б" пункта 2 и подпункт "а" пункта 3.
3. В случае, если разработчик в пункте 8.1 проекта акта подразумевает установление обязанности соблюдения требований, предусмотренных пунктом 8 Требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, застройщиками, которые не являются субъектами транспортной инфраструктуры, что влечет за собой в том числе досмотр в соответствии с приказом N 227 на границах строительных площадок реконструируемых ОТИ, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 ст. 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 Закона N 16-ФЗ.
Правила проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности устанавливаются приказом N 227. Согласно пункту 70 приказа N 227 при проведении строительных работ на ОТИ и (или) реконструкции ОТИ досмотр на такие строительные площадки должен осуществляться на их границах. Обращаем внимание, что приказом N 227 определены требования к оснащению КПП, на которых осуществляется досмотр. Так, необходимое оборудование для КПП с указанием их стоимости и стоимости обслуживания представлены в таблице 1*(1).
Таблица 1.
Оборудование |
Стоимость (руб.) |
Стоимость обслуживания (руб. в год) |
Интроскоп |
5 100 000 |
220 000 |
Рамка-металлоискатель |
480 000 |
27 000 |
Определитель взрывчатых веществ |
2 950 000 |
59 900 |
Ручной металлоискатель |
47 000 |
- |
Турникеты |
300 000 |
- |
Видеонаблюдение |
1500 руб./шт. |
- |
Сигнализация |
5 000 |
2 000 |
Итого оборудование |
8 897 000 |
308 900 |
Ограждение |
7000 руб./ пг. м |
- |
Поскольку строительство предполагает завоз стройматериалов на транспортных средствах, КПП для досмотра негабаритных объектов также должен быть оборудован воротами (150 000 руб.) и шлагбаумом (150 000 руб.)*(2).
Кроме того, для работы на 1 посту (канале) с учетом сменного графика работы требуется порядка 8 сотрудников, средний оклад которых составляет 50 000 руб. Вместе с тем сотрудники, осуществляющие досмотр в соответствии с приказом N 227, должны пройти обучение по программам транспортной безопасности для работников досмотра и для работников наблюдения, собеседования - обучения (30 000 руб. на одного человека), а также аттестоваться в качестве сил транспортной безопасности*(3).
Минэкономразвития России отмечает, что, например, в зоне транспортной безопасности аэропортов строительство/реконструкция существующих ОТИ осуществляется с постоянной периодичностью.
Таким образом, например, в целях замены покрытия ВПП в случае ее ремонта субъект транспортной инфраструктуры по минимальным расчетам должен потратить на обеспечение транспортной безопасности строительной площадки порядка 12 млн. руб. (без учета видео- и аудиофиксации в целях документирования действий сотрудников транспортной безопасности).
При этом, учитывая осуществление строительства внутри границ зоны транспортной безопасности, досмотр транспортных средств проводится сначала на границе объекта транспортной инфраструктуры, потом повторно - на границе строящегося объекта. Таким образом, считаем целесообразным предусмотреть в проекте акта, что устанавливаемый досмотр при проведении строительных работ на ОТИ и (или) реконструкции ОТИ объектов досмотра, перемещаемых через КПП (посты) на границах строящихся или реконструируемых участков территории ОТИ, не осуществляется в случае, если указанные строительные работы на ОТИ и (или) реконструируемые ОТИ находятся в зоне транспортной безопасности и досмотр уже был проведен при перемещении объектов досмотра в зону транспортной безопасности.
4. Подпункт "в" пункта 2 проекта акта предусматривает, что в случае, если застройщик не является субъектом транспортной инфраструктуры реконструируемого ОТИ, определение необходимости наличия в проектной документации реконструируемого ОТИ проектных решений осуществляется застройщиком с участием субъекта транспортной инфраструктуры данного объекта. Обращаем внимание, что ни проектом акта, ни действующим законодательством не раскрыто значение термина "участие" в данном случае. При этом не определено, может ли такой субъект транспортной безопасности повлиять на принятое решение.
В этой связи считаем необходимым указать, необходимо ли согласование принимаемого решения с субъектом транспортной инфраструктуры или достаточно лишь его оповещения о принимаемом решении.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) По результатам совещаний рабочей группы по контрольно-надзорной деятельности в сфере пассажирских перевозок автотранспортом (письмо Минюста России от 3 июля 2017 г. N 08/78439-МГ).
*(2) По результатам совещаний рабочей группы по контрольно-надзорной деятельности в сфере пассажирских перевозок автотранспортом (письмо Минюста России от 3 июля 2017 г. N 08/78439-МГ).
*(3) По оценкам субъектов предпринимательской деятельности
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.