Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 23 марта по 5 апреля 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета в период с 7 апреля по 14 июня 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/03-17/00063304).
Проектом акта закрепляется требование к осуществляющим оценку соответствия аккредитованным организациям по прохождению процедуры нотификации для выполнения работ по обязательной оценке соответствия.
Согласно информации, представленной разработчиком в сводном отчете, проект акта направлен на решение проблемы, состоящей в выдаче органами по сертификации сертификатов соответствия продукции с нарушением законодательства, что негативно сказывается на безопасности продукции, не соответствующей обязательным требованиям.
Обращаем внимание разработчика на следующее замечание.
Вводя институт нотификации, разработчик не представил информацию, позволяющую установить принципиальное отличие нотификации от иных действующих разрешительных процедур, применяемых к органам по оценке соответствия в Российской Федерации и на территории Евразийского экономического союза (далее - Союз). Также разработчиком не было обосновано, каким образом нотификация будет гарантировать минимизацию риска появления на рынке опасной продукции.
Так, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" установлен порядок аккредитации органов по оценке соответствия, которые должны удовлетворять критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации" (далее - Приказ N 326). Критерии аккредитации устанавливают группы требований к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам различных видов органов по оценке соответствия. Приказ N 326 предусматривает специальные критерии аккредитации, применяемые к органам, осуществляющим оценку соответствия (например, в отношении органов по сертификации в сфере связи, железнодорожной продукции, работ во взрывоопасной среде и др.). Также техническими регламентами могут быть установлены иные специальные требования к органам по сертификации (например, по наличию в составе органа по сертификации испытательной лаборатории).
Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия, содержатся в технических регламентах Союза, технических регламентах Российской Федерации, а также постановлении Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
В соответствии с пунктом 5 приложения N 9 к договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) аккредитованные органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), осуществляющие работы по оценке соответствия установленным техническим регламентом Союза требованиям, должны быть включены в единый реестр органов по оценке соответствия Союза (далее - Единый реестр). Включение органов по оценке соответствия в этот реестр, а также его формирование и ведение осуществляются в порядке, утверждаемом Евразийской экономической комиссией.
Приложением N 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе" установлены критерии, на основании которых производится включение органов по сертификации и лабораторий в Единый реестр. Включение органов по сертификации и лабораторий в Единый реестр осуществляется в целях реализации общих принципов технического регулирования и обеспечения безопасности продукции (работ, услуг), реализуемых на территории Союза.
Таким образом, представляется, что предлагаемый разработчиком институт нотификации может дублировать применяемые на территории Российской Федераций и Союза разрешительные процедуры для органов по оценке соответствия. Процедура нотификации, действующая на территории Европейского союза, в рамках Союза, полагаем, фактически реализована в процедуре включения органов по сертификации и лабораторий в Единый реестр.
Проект акта предполагает введение процедуры нотификации в отношении всех обязательных сфер подтверждения соответствия вне зависимости от сферы общественных отношений, риски не дифференцируются. При этом, например, в Европейском союзе нотификация не применяется в отношении всей номенклатуры продукции, проходящей оценку соответствия.
Применение проектируемого института нотификации на практике потребует определения ответственных за нотификацию органов (в масштабах Союза) и их полномочий (с условием недопущения дублирования), возникновения новых административных процедур, что может вызвать рост бюджетных расходов.
В случае, если российским законодательством будет введена процедура нотификации, а в рамках Союза процедура нотификации введена не будет, то в части работы в соответствии с требованиями технических регламентов Союза российские аккредитованные лица будут поставлены в невыгодное положение по сравнению с аккредитованными лицами государств-членов Союза, где процедура нотификации будет отсутствовать.
Одновременно с этим установление новых процедур несет риск увеличения административной нагрузки на хозяйствующих субъектов, которым для осуществления своей деятельности будет необходимо получить несколько разрешительных документов в разных ведомствах (по итогам процедур аккредитации и нотификации) и которые при осуществлении своей деятельности будут подвергаться контролю (надзору) со стороны возросшего количества контролирующих органов.
Предполагаем, что критерии нотификации, которые разрабатываются в рамках проектирования института нотификации, могут быть при наличии согласованного решения использованы при совершенствовании критериев аккредитации, установленных Приказом N 326, или при совершенствовании порядка включения органов по сертификации и лабораторий в национальную часть Единого реестра. Таким образом, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.