Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан во исполнение пункта 12 долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 704-р, а также в целях предоставления преференций и расширения доступа резидентам территорий опережающего социально-экономического развития к участию в закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в сроки с 12 апреля по 20 июня 2017 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.regulation.gov.ru/p/63710 (ID проекта: 02/07/04-14/00063710). В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация о причинах их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 14 июля по 21 июля 2017 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с представителями предпринимательского сообщества с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам проведения дополнительных публичных консультаций были получены отзывы от Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", ГК "Росатом", Государственной компании "Автодор", ПАО "Алроса", ПАО "Газпромнефть", АО "Дальневосточная генерирующая компания", АО "Зарубежнефть", ПАО "Россети", ПАО "Интер РАО", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "РЖД", ПАО "РусГидро", ПАО "Транснефть", ПАО "Сухой". Поступившие замечания и предложения от участника публичных консультаций приведены в приложении к настоящему заключению.
Минэкономразвития России рекомендует разработчику дополнительно проработать указанные замечания и предложения и, по возможности, учесть их при доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Абзацем вторым пункта "б" проекта акта предлагается предоставить Правительству Российской Федерации полномочия утверждать перечень конкретных заказчиков, которые имеют право осуществлять закупки товаров, работ и услуг у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (далее - резиденты ТОСЭР) без проведения конкурса или аукциона (закупка у единственного поставщика), и перечень резидентов ТОСЭР, у которых указанные заказчики могут осуществлять закупки без проведения конкурса или аукциона.
Обращаем внимание разработчика, что организации, указанные в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), осуществляют закупочную деятельность в соответствии с положением о закупке товаров работ, услуг, утверждаемым соответствующим уполномоченным органом (лицом) заказчика (статья 2 Федерального закона N 223-ФЗ). При этом следует отметить, что согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ в положении о закупке заказчиком могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.
Учитывая то обстоятельство, что предлагаемое проектом акта регулирование не учитывает имеющуюся у заказчика возможность использования иных способов проведения закупки, Минэкономразвития России считает целесообразным рекомендовать разработчику внести в проект акта изменения с учетом положений части 3 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ.
2. Также считаем целесообразным дополнение проекта акта нормами, закрепляющими обязанность заказчика размещать в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиками с резидентами ТОСЭР по результатам закупки, осуществленной без проведения конкурса (аукциона) или иным способом, предусмотренным положением о закупке.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования. При этом в случае учета указанного в настоящем заключении замечания Минэкономразвития России может быть сделан вывод об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона |
Сводная таблица не учтенных в заключении об оценке регулирующего воздействия замечаний и предложений с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества и иными экспертами по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
N |
Замечания и (или) предложения |
1 |
Обращаем внимание на тот факт, что принятие проекта акта не может способствовать развитию конкуренции в рамках системы закупок, так как в нем не соблюдаются принципы и основные положения Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) в части возможных законодательных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития могут получить льготы при регистрации на такой территории, в связи с чем получение льгот в рамках закупок не позволит участвовать в закупке другим участникам, которые не являются резидентами территорий опережающего социально-экономического развития. |
2 |
Необходимо предусмотреть законом предоставление преференций резидентам территорий опережающего социального развития при их участии в закупках юридических лиц с государственным участием (по аналогии с продукцией российского происхождения по отношению к продукции из иностранных государств). |
3 |
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) нет прямого запрета на осуществление закупок товаров, работ, услуг у резидентов территорий опережающего социального развития без проведения конкурса или аукциона (также возможно проведение запроса цен/предложений, закупки у единственного поставщика). |
4 |
Пункт 3 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ предусматривает, что заказчики самостоятельно разрабатывают положения о закупках, в которых могут предусмотреть, в том числе, особенности привлечения поставщиков из территорий опережающего экономического развития. То есть фактически указанным правом они уже обладают. Учитывая обозначенное, предлагаемые рассматриваемым проектом дополнения в Федеральный закон N 223-ФЗ представляются излишними. |
5 |
Пункт "б" статьи 1 проекта акта не соответствует Федеральному закону N 223-ФЗ. В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ заказчиками в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса и аукциона) способы закупки. Таким образом, осуществление закупки без проведения конкурса и аукциона не означает закупку у единственного поставщика. Предлагаем следующую редакцию: б) часть 8.2. статьи 3 дополнить пунктом 5 следующего содержания: 5) перечень конкретных заказчиков, которые имеют право осуществлять закупки товаров, работ и услуг у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития способом закупки у единственного поставщика и перечень резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, у которых указанные заказчики имеют право осуществлять закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика |
6 |
Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчиков, является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, не противоречащие целям и принципам Закона о закупках. Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Одним из способов закупки, которые может использовать заказчик для удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах, является закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Заказчики вправе осуществлять закупки у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития способом закупки у единственного поставщика в случае, если соответствующее основание содержится в положении о закупке. |
7 |
В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится проект федерального закона N 821534-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"", внесенный Правительством Российской Федерации и принятый Государственной Думой в первом чтении 15 сентября 2015 года. Поправками к проекту закона наряду с конкурентными способами закупки предусмотрено право заказчика осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с перечнем оснований, установленных в положении о закупке такого заказчика. Кроме того, в соответствии с Поправками к проекту закона учредитель бюджетного учреждения, автономного учреждения, собственник имущества унитарного предприятия вправе утверждать типовые положения о закупке, которые являются обязательными для применения при утверждении положений о закупке таких заказчиков. Типовое положение о закупке должно содержать сведения, не подлежащие изменению при разработке и утверждении заказчиком положения о закупке, предусматривающие, в том числе, способы закупок и условия их применения. Таким образом, закупка товаров, работ, услуг у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития может быть предусмотрена в типовых положениях в качестве основания закупки у единственного поставщика. В Поправках к проекту закона уже реализованы необходимые положения, предоставляющие юридическим лицам с государственным участием право заключать договоры на закупку товаров, работ, услуг с резидентами территорий опережающего социально-экономического развития на долгосрочной основе с предоставлением преференций. |
8 |
Федеральным законом N 223-ФЗ устанавливается, что при наличии обоснованности и экономической целесообразности заказчик вправе установить в качестве основания выбора для способа закупки "у единственного поставщика" осуществление закупки у резидента ТОСЭР, внесение каких-либо изменений в Закон 223-ФЗ для этого не требуется. Также необходимо обратить внимание, что предлагаемая формулировка законопроекта противоречит непосредственно п. 12 Долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 704-р, во исполнение которого он разработан. Согласно п. 12 Плана предусматривается не установление права заказчиков заключать долгосрочные договоры с резидентами ТОСЭР способом "у единственного поставщика", а "закрепление права юридических лиц с государственным участием заключать контракты на закупки товаров, работ, услуг с резидентами территорий опережающего социально-экономического развития на долгосрочной основе с предоставлением преференций". Таким образом, распоряжением Правительства предусмотрена необходимость предоставления преференций при заключении долгосрочных контрактов, а не заключение указанных контактов способом "у единственного поставщика". |
9 |
Расчет каких-либо эффектов разработчиком акта не проводился (установлена лишь цель - установление права компаний с государственным участием заключать договоры с резидентами ТОСЭР на долгосрочной основе с предоставлением преференций, при этом под преференциями разработчики подразумевают установление права закупки продукции у таких участников способом "у единственного поставщика"), отсутствует информация по наличию/отсутствию аналогичного международного опыта, кроме того, каких-либо данных (по количеству закупаемой компаниями с государственным участием продукции резидентов ТОСЭР и номенклатуре такой продукции) у заказчиков в соответствии с действующими формами отчетности не ведется, что также не дает возможность корректно и обоснованно говорить о наличии или отсутствии положительных эффектов для компаний с государственным участием и для рынка в целом в случае принятия данного проекта акта. |
10 |
Негативным последствием для компаний с государственным участием станет снижение экономической эффективности по результатам закупки. Закупка продукции на конкурентном рынке, следовательно, по конкурентным ценам во всех случаях экономически эффективнее (дешевле), чем закупка у единственного поставщика. Увеличение доли закупок у единственного поставщика приведет соответственно к риску неисполнения компаниями с государственным участием Директивы Правительства РФ от 16.04.2015 N 2303п-П13 РФ по обеспечению ежегодного сокращения операционных затрат, в том числе на закупку продукции. |
11 |
Необходимо отметить противоречие норм проекта акта целям Федерального закона N 223-ФЗ, установленным частью 1 статьи 1 (обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в продукции с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений) и принципам, установленным частью 1 статьи 3 (принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, принцип целевого и экономически эффективное расходование денежных средств заказчика и реализация мер, направленных на сокращение его издержек). Кроме того, законопроект противоречит общим принципам Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.