Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток"
(подготовлен Минвостокразвития России 01.08.2017 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" направлен на оптимизацию полномочий Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития России) в установленной сфере деятельности, совершенствование таможенного контроля при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории свободного порта Владивосток и облегчение режима ведения хозяйственной деятельности резидентами свободного порта Владивосток, применяющими указанную таможенную процедуру.
Частью 13 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган (Минвостокразвития России) обеспечивает создание, внедрение и поддержание автоматизированной системы учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под данную таможенную процедуру, а также обеспечивает подключение к автоматизированной системе резидентов свободного порта Владивосток, планирующих применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Согласно части 14 этой же статьи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС России) должна определить требования к данной автоматизированной системе учета товаров.
Таким образом, статья 26 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" в действующей редакции предусматривает:
создание государственного информационного ресурса, который является дополнительным к имеющимся информационным ресурсам таможенных органов Российской Федерации;
возложение на Минвостокразвития России не свойственных для федерального органа исполнительной власти в статусе федерального министерства функций "информационного посредника" между таможенными органами и резидентами свободного порта Владивосток;
возложение на резидентов свободного порта Владивосток обязанностей по дополнительному учету своих хозяйственных операций в государственной информационной системе.
Вместе с тем, следует отметить, что иными федеральными законами, определяющими применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на других территориях в Российской Федерации, не устанавливается положений, предусматривающих необходимость использовать государственную автоматизированную систему учета товаров.
Федеральные законы "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"; "О территориях опережающего социально-экономического развития"; "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; "Об Особой экономической зоне в Магаданской области"; "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" содержат нормы об обязательности ведения учета товаров при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны и представления отчетности о товарах для таможенных целей. Однако требований о наличии отдельной государственной информационной системы для того, чтобы в нее заносились учетные сведения о товарах, не предусмотрено ни в одном из этих законов.
Аналогично, частями 1 и 11 статьи 26 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" уже предусмотрены обязанность резидентов вести учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием таких товаров, а также представление отчетности о товарах в таможенный орган. Согласно части 8 этой же статьи учет товаров резидентом свободного порта Владивосток ведется в электронном виде с использованием информационных систем бухгалтерского учета.
В настоящее время практически все коммерческие организации осуществляют ведение бухгалтерского учета с использованием компьютерной техники и на основе различных пакетов прикладных программ, как предлагаемых профессиональными разработчиками (например, 1С), так и разрабатываемых организациями самостоятельно.
При внедрении отдельной единой системы учета товаров от резидентов свободного порта Владивосток потребуется осуществлять дополнительные действия по учету товаров и совершаемых с ними операций, что безусловно является дополнительным обременением для предприятий.
В соответствии с Порядком и технологиями совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядком идентификации (пункт 41), утвержденным приказом ФТС России от 26 марта 2012 г. N 566, таможенные органы ведут учет товаров с использованием информационно-программного средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации на основании сведений, указанных в декларациях на товары и в разрешениях на вывоз товаров.
Т.е., со стороны таможенных органов решение задачи учета товаров при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны обеспечивается государственной информационной системой.
Обычной международной практикой является утверждение регуляторами основных параметров систем учета товаров, которые должны соблюдаться компаниями, применяющими "льготные" таможенные процедуры, и, при необходимости, порядка проверки приемлемости предлагаемой предприятием системы учета для целей таможенного контроля. Именно на таких принципах построены требования к учету товаров в свободных (специальных, особых) зонах в США, странах ЕС, Беларуси, Казахстане и в других государствах, применяющих для целей реализации экономической политики схожие таможенные процедуры.
Предприятия - резиденты особых экономических зон обязаны вести учет товаров и хранить всю имеющуюся информацию об их деятельности. При этом система учета должна отвечать требованиям по обязательному содержанию определенной информации, ведению соответствующей отчетности и предоставлению должностным лицам пограничных таможенных органов доступа к имеющейся системе и всей запрашиваемой информации. Предоставление доступа таможенным органам является вторым важнейшим правилом, наряду с обязанностью именно резидентов вести учёт товаров и всех хозяйственных операций, совершаемых с этими товарами в особых экономических зонах.
Международная практика отрицает необходимость существования отдельной государственной или иной автоматизированной системы учета товаров в особых экономических зонах. Обязанность по ведению учета лежит на компаниях - резидентах, а контроль осуществляется благодаря обязанности этих компаний предоставлять доступ к своим системам должностным лицам таможенных органов.
Еще одним примером может служить организация налогового мониторинга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 10526), которым предусмотрено, что организация должна отражать в регистрах бухгалтерского и налогового учета определенные сведения для налогового контроля в определенном порядке, система внутреннего контроля организации должна соответствовать установленным налоговой службой требованиям, организация должна обеспечить доступ налоговых органов к ее информационной системе.
Международный опыт и опыт организации налогового мониторинга налоговыми органами Российской Федерации приводят к выводу об отсутствии необходимости установления для резидентов свободного порта Владивосток обязанности по использованию дополнительной (альтернативной) системы учета к той, которая ведется хозяйствующими субъектами в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском и налоговом учете, дополненной при необходимости дополнительным составом сведений для таможенных целей.
Поэтому проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" предусматривает следующие изменения статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток":
1) исключаются части 9, 13, 14 и 15 статьи 26 - исключается применение на территории свободного порта Владивосток дополнительной к системам учета резидентов свободного порта Владивосток и к государственной информационной системе таможенных органов автоматизированной системы учета товаров, создание, внедрение и поддержание которой отнесены к полномочиям Минвостокразвития России;
2) статья 26 дополняется новой частью 17.
Новая часть 17 статьи 26 предусматривает при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны использование резидентами свободного порта Владивосток для целей учета товаров согласованных с таможенным органом систем учета, основанных на применяемых резидентами системах бухгалтерского учета.
При этом предусматривается, что требования к таким системам учета товаров, порядок их согласования таможенным органом и особенности их использования, в том числе для целей таможенного контроля, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Проект федерального закона не затрагивает положений Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положений иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, связанных с его реализацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.