Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело поступивший от Минтруда России (далее - разработчик) проект приказа Минтруда России "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на геологических, топографо-геодезических, изыскательских, землеустроительных работах и в картографическом производстве, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" (далее соответственно - проект акта, типовые нормы выдачи спецодежды) и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/03-17/00062802).
Степень регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном проекте акта, в соответствии с пунктом 6 Правил определена разработчиком как средняя.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 7 по 21 марта 2017 года, а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 3 мая по 1 июня 2017 года.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 18 по 28 июля 2017 года. Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "Опора России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате проведения публичных консультаций поступили позиции АО "Зарубежнефть", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Россети", в которых отмечена поддержка предлагаемых к утверждению проектом акта типовых норм выдачи спецодежды и сообщается об отсутствии замечаний и предложений
Также поступили позиции ПАО "Газпром", ПАО "Ростелеком", ПАО "Фортум", ПАО "Волгоградэнергосбыт", ПАО "Квадра", а также ОАО "ТГК-16", которые указывают на целесообразность утверждения предлагаемых проектом акта типовых норм выдачи спецодежды при условии учета ряда высказанных замечаний и предложений.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений Минэкономразвития России считает необходимым представить в отношении проекта акта следующую информацию о возможных рисках его принятия в представленной редакции.
1. В соответствии с пунктами 1.4 и 3.1 сводного отчета при описании проблемы и негативного эффекта, возникающего в связи с наличием данной проблемы, на решение которой направлено принятие представленного проектом акта регулирования, разработчиком указывается на то, что действующие на сегодняшний день типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на геологических, топографо-геодезических, изыскательских, землеустроительных работах и в картографическом производстве, утвержденные постановлением Минтруда России от 29 декабря 1997 г. N 68 (приложение N 8) (далее - постановление Минтруда России N 68), требуют пересмотра и актуализации, приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (далее - ТР ТС 019/2011)*(1).
Согласно требованиям пункта 3.4.2 приказа Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия" формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
В этой связи даже наличие прямых поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
Таким образом, вышеуказанные положения сводного отчета необходимо доработать.
2. Согласно пункту 1.7 сводного отчета предлагаемым способом регулирования является разработка и утверждение новых типовых норм выдачи спецодежды взамен уже действующих на сегодняшний день типовых норм, утвержденных постановлением Минтруда России N 68.
Однако в проекте акта не определено, как будут соотноситься и применяться положения вышеуказанного постановления Минтруда России N 68 и проектируемых к утверждению новых типовых норм выдачи спецодежды.
Таким образом, во избежание правовой коллизии считаем необходимым рекомендовать разработчику определить в проекте акта дальнейший статус действующего на сегодняшний день приложения N 8 к постановлению Минтруда России N 68, рассмотрев возможность признания его утратившим силу.
3. Представляется необходимым уточнить наименование проекта акта "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на геологических, топографо-геодезических, изыскательских, землеустроительных работах и в картографическом производстве, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением".
Из представленной редакции наименования проекта акта остается неясным, будут ли применяться проектируемые типовые нормативы исключительно в отношении работников, занятых на геологических, топографо-геодезических, изыскательских, землеустроительных работах и в картографическом производстве, или же данные типовые нормативы будут распространяться также и на работников иных сфер, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В случае применения предлагаемых типовых нормативов только в отношении работников, занятых на геологических, топографо-геодезических, изыскательских, землеустроительных работах и в картографическом производстве, считаем целесообразным из наименования проекта акта слова ", занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" исключить или поместить их в скобки в качестве уточнения.
4. Пунктами 1 и 4 типовых норм выдачи спецодежды предусматривается обеспечение таких профессий (должностей), как, например, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, директор по экономике или финансам средствами индивидуальной защиты, такими как:
- костюмом для защиты от общих производственных загрязнений, механических воздействий;
- сапогами из полимерных материалов для защиты от механических воздействий (ударов);
- перчатками с полимерным покрытием, а также очками защитными.
Помимо того, что часть предъявляемых требований является дублирующей (пересечение должностей), обеспечение специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты руководителей (главного бухгалтера, директора по экономике или финансам) в действующей редакции типовых норм выдачи спецодежды, утвержденных постановлением Минтруда России N 68, предусмотрено не было.
Вместе с тем из представленной редакции проекта акта, а также дополнительных материалов к нему остается неясной необходимость предлагаемого распространения уже действующего на сегодняшний день регулирования по обеспечению работников спецодеждой на руководителей организаций (главного бухгалтера, директора по экономике или финансам), фактически не занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Учитывая изложенное, положения проекта акта в данной части не могут быть поддержаны и подлежат исключению.
5. В проекте акта указываются некоторые виды специальной одежды и средств индивидуальной защиты, на которые не распространяется действие ТР ТС 019/2011.
Так, например, требования ТР ТС 019/2011 не распространяются на "нарукавник из полимерных материалов" (пункт 8 типовых норм выдачи спецодежды), а также на "зюйдвестку" (пункт 20 типовых норм выдачи спецодежды), "туфли для защиты от скольжения по поверхностям" (пункты 18 и 55 типовых норм выдачи спецодежды), "мотошлем" (пункт 28 типовых норм выдачи спецодежды), "куртку-рубашку для защиты от термических рисков электрической дуги из материала с постоянными термостойкими свойствами", "куртку-накидку для защиты от термических рисков электрической дуги из материала с постоянными термостойкими свойствами", "фуфайку-свитер для защиты от термических рисков электрической дуги из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами" (пункты 30 и 65 типовых норм выдачи спецодежды), "полушубок", "полушубок для защиты от пониженных температур" (пункты 71 и 72 типовых норм выдачи спецодежды), "полуботинки для защиты от механических воздействий (ударов)" (пункты 73 - 77 типовых норм выдачи спецодежды), "утепляющие вкладыши к сапогам из полимерных материалов" (пункты 74 и 77 типовых норм выдачи спецодежды).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 ТР ТС 019/2011 продукция, не являющаяся объектом технического регулирования ТР ТС 019/2011, не допускается к обороту на рынке.
Таким образом, данные средства индивидуальной защиты должны быть исключены из представленной редакции проекта акта.
Кроме того, согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени такой порядок Правительством Российской Федерации не определен.
Таким образом, проект акта подготовлен в отсутствие методики определения достаточности номенклатуры средств индивидуальной защиты и сроков их использования.
6. Согласно пункту 15.1 сводного отчета предполагаемая дата вступления в силу проекта акта - 4 квартал 2017 года.
Однако представляется, что обеспечение средствами защиты требует определенных затрат хозяйствующих субъектов, которые планируются в конце текущего года на предстоящий год. Полагаем, что ввод в действие предлагаемых проектом акта новых типовых норм выдачи спецодежды в 4 квартале 2017 года при плановой проверке контролирующих органов может привести к привлечению работодателя (хозяйствующего субъекта) к административной ответственности.
В этой связи предлагаем разработчику предусмотреть в проекте акта положения, согласно которым проектируемые требования новых типовых норм выдачи спецодежды вступят в силу не ранее 1 января 2019 года.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.