Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минстроя России "Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 7 по 20 апреля 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 10 мая 2017 г. по 6 июня 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/04-17/00063745).
Согласно пункту 1.5 сводного отчета основанием для разработки проекта акта является пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов". В случае принятия проекта акта согласно пункту 7 сводного отчета предлагаемым правовым регулированием могут быть затронуты интересы лиц, участвующих в строительстве (без их количественной оценки).
В соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 12 по 20 июля 2017 г., в результате которых получено 8 отзывов от РСПП, ПАО "НЛМК", ПАО "Т Плюс", ООО "Сен-Гобен строительная продукция Рус", НОПРИЗ, ООО "Краснодарская негосударственная экспертиза", ООО "Данфосс" Корпорации "ТехноНИКОЛЬ", отраженных в справке о проведении публичных консультаций (прилагается).
С учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний к проекту акта в рамках подготовки настоящего заключения, Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на следующие замечания и предложения.
1. Согласно Приложению N 1 к проекту акта удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий нормируется, в том числе для зданий менее 50 м2, а также для зданий с 4 этажами. При этом согласно пунктам 4 и 6 части 5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) требования энергетической эффективности не распространяются на объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома, а также на отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем 50 м2.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключить указанные требования в отношении наименованных выше объектов из проекта акта .
2. В столбце 6 таблицы Приложения N 4 к проекту акта устанавливается базовое сопротивление теплопередаче светопрозрачных ограждающих конструкций, за исключением фонарей. При этом СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий" (далее - СП), включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (далее - Перечень стандартов), устанавливаются иные значения базовых значений требуемого сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать проект акта в части гармонизации положений проекта акта и СП.
3. Согласно пункту 14 проекта акта при проведении капитального ремонта, предусматривающего замену или модернизацию ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, замену инженерного оборудования зданий, строений, сооружений, влияющего на параметры системы отопления и вентиляции зданий, строений, сооружений требуется соблюдать требования энергетической эффективности, указанные в разделах II и III проекта акта. При этом в соответствии с пунктом 6 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 18, требования энергетической эффективности в отношении зданий, прошедших капитальный ремонт, устанавливаются дифференцированно в зависимости от вида капитального ремонта.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным дифференцировать требования энергетической эффективности в зависимости от вида капитального ремонта.
4. Согласно пункту 5 проекта акта выполнение требований энергетической эффективности обеспечивается путем соблюдения показателей удельного годового расхода, в том числе энергетических ресурсов на охлаждение (включая кондиционирование) для всех типов зданий, строений, сооружений, за исключением многоквартирных домов. При этом в проекте акта не определен порядок расчета удельного годового расхода энергетических ресурсов на охлаждение (включая кондиционирование).
Таким образом, представляется неясным, каким образом будет осуществляться расчет удельного годового расхода энергетических ресурсов на охлаждение (включая кондиционирование).
5. Согласно пункту 2 проекта акта требования энергетической эффективности устанавливаются к зданиям, строениям, сооружениям, за исключением зданий, строений, сооружений, на которые в соответствии Законом N 261-Ф3 указанные требования не распространяются. Вместе с тем положениями проекта акта непосредственно не устанавливаются требования к производственным зданиям и сооружениям, на которые распространяются требования Закона N 261-ФЗ.
Таким образом, из редакции проекта акта представляется неясным распространяются ли его требования на производственные здания и сооружения.
6. Согласно пункту 13 проекта акта при проведении капитального ремонта отдельных инженерных систем и конструкций зданий, строений, сооружений, не приводящего к достижению нормируемого удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, необходимо соблюдать требования к минимальному требуемому сопротивлению теплопередаче проходящих капитальный ремонт отдельных элементов наружных ограждающих конструкций здания, строений, сооружения, установленные пунктом 19 проекта акта. При этом пунктом 19 проекта акта определяется базовое сопротивление теплопередаче отдельных элементов и конструкций зданий.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать проект акта в соответствующей части.
7. Согласно пункту 20 проекта акта выполнение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, вводимых в эксплуатацию после их строительства, реконструкции и капитального ремонта, обеспечивается путем применения устройств, технологий и инженерных систем.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - закон N 184-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно части 3 статьи 4 закона 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 указанного закона. На основании части 3 статьи 7 закона N 184-ФЗ не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
В соответствии со статьей 5.1 закона N 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - технический регламент).
Согласно пункту 7 части 6 статьи 3 техническим регламентом устанавливаются минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования энергетической эффективности зданий и сооружений.
Согласно положениям статьи 6 технического регламента Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента (далее - Перечень).
В Перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Так, например, пунктом 35 Перечня стандартов уже установлена необходимость соблюдения требований СП.
Таким образом, установление обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, не является предметом правового регулирования проекта акта.
Учитывая изложенное, считаем концептуально важным устанавливать любые требования к объектам технического регулирования, в том числе требования энергетической эффективности зданий, строений и сооружений в рамках соответствующих технических регламентов.
Таким образом, принятие проекта акта представляется нецелесообразным.
На основании оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о соответствии цели регулирования проекта акта предлагаемому способу решения проблемы.
Учитывая вышеизложенное, Минэкономразвития России считает, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.